Rambler's Top100Astronet    
  по текстам   по ключевым словам   в глоссарии   по сайтам   перевод   по каталогу
 

На первую страницу Методика преподавания астрономии
<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

§ 31. Угломерные инструменты.

Рис. 27. Школьный высотомер.

Для простейших угловых измерений надо прежде всего иметь транспортиры с отвесом - высотомеры (рис. 27). С таким высотомером можно делать и наблюдения высоты Солнца. В этом случае следует принять меры, чтобы предохранить глаза наблюдателей от смотрения непосредственно на Солнце. Это можно сделать двумя способами: 1) устроить пазы для тёмного стекла перед диоптром В; 2) проектировать изображение Солнца (маленький светлый кружок) от отверстия В на плоскость креста нитей А. Последний способ - наилучший. Для этого на рамку с крестом нитей А до статочно надеть склеенный в виде конверта лист бумаги и, наведя на Солнце, поворачивать высотомер до тех пор, пока изображение В не попадёт на середину белого листка. Высотомер можно изготовить и своими средствами, выпилив из фанеры полукруг и наклеив на него полоску бумаги с градусными делениями.

Для тех случаев, когда измеряется угловое расстояние между звёздами, расположенными как угодно, надо изготовить простой угломер. Существует несколько видов таких приборов. Укажем самый простой способ устройства угломера. Он заключается в том, что на классный транспортир вбиваются по его краю, перпендикулярно по его плоскости, гвоздики через 1-2њ (в зависимости от размеров транспортира). Глядя из центра транспортира, можно видеть проектирующимися на небо его деления через 1њ и, таким образом, в зависимости от установки плоскости транспортира, можно измерить угловое расстояние между звёздами, расположенными как угодно.

В соответствии с политехническими задачами обучения астрономии полезно показать учащимся некоторые методы измерений, применяемые на практике. В морской навигации необходимым инструментом для определения положения корабля является секстант, с теорией которого можно ознакомиться по учебнику для педагогических институтов.

Модель секстанта, весьма поучительную и полезную (рис. 28), можно сделать из фанеры. При её изготовлении не нужно, конечно, воспроизводить мелких, несущественных в школьной практике деталей секстанта. Модель его должна состоять из основной доски I (в виде сектора круга) с зеркалом на ней B1, визира С и подвижной линейки с установленным на ней зеркальцем А1. Из тонкой жести делаются рамки для вставки зеркал.


Рис. 28. Модель секстанта.

Сделанные детали собираются в таком порядке: линейка II шурупом или клеммой прикрепляется к основному угольнику в точке А со свободой вращения, на линейку привинчивается обойма главного зеркала А1. В точке В клеммой прикрепляется кружок IV, и после этого на него привинчивают обойму В1. В обойму А1 вкладывается плоское зеркальце, а в В1 - подобное же, но с наполовину прочищенным зеркальным слоем. Деления на секторе удвоенной оцифровкой можно наклеить из "шкал измерительных приборов".

К сектору I с обратной стороны надо прикрепить планку для держания правой рукой, левой вращают линейку II. Фанеру лучше брать толстую (5 мм).

Для правильной установки всех частей поворачивают линейку на нуль делений секстанта и, смотря от С, так поворачивают кружок В1 (отпустив на это время гайку клеммы), чтобы отдалённый предмет был виден весь как через прочищенную, так и в зеркальную часть В1 (см. VI). В этом положении туго завинчивают гайку, и секстант готов к наблюдениям. Если нужно измерить угол между горизонтом и светилом, то направляют плоскость сектора так, чтобы она проходила через светило, и смотря на линию горизонта по на правлению С В1, поворачивают линейку до тех пор, пока луч от светила, отразившись от зеркала А1 на В1, пойдёт видимо на линии горизонта. Отсчёт на дуге секстанта даст высоту светила (см. VII).

Следует заметить, что эта модель нужна не столько для наблюдений, сколько для демонстрации на уроке, что, конечно, не исключает для интересующихся учеников и возможности наблюдений. То же можно сказать и о модели теодолита, которую можно также изготовить из фанеры, применяя и полоски "конструктора".

Необходимым элементом набора приборов для наблюдений являются часы. Одни карманные часы во всяком случае надо иметь для хранения точного времени, но одновременно при наблюдениях будут полезны обыкновенные будильники. Один из будильников необходимо отрегулировать так, чтобы он шёл по звёздному времени (т. е. уходил вперёд за сутки на 3 мин. 56 сек.).

Чтобы предохранить будильники от поломок, надо для каждого из них заказать деревянный ящичек с задвигающейся (в пазах) передней стенкой и круглым отверстием, открывающим циферблат. Ящик изнутри обкладывается войлоком или ватой. Будильник в таком ящике должен стоять плотно, не болтаясь.

Рис. 29. Фонарь для
наблюдений.

В наборе астрономических инструментов очень желательно иметь солнечное кольцо проф. С.П. Глазенапа. Если почему-либо невозможно приобрести этот прибор, его можно сделать из круглой жестяной коробки. Следует заметить, что круглая форма кольца необязательна - лишь бы прибор не подвергался деформации; возможна форма треугольника, квадрата или пластинки с грузом на конце, к которой крепко привинчен полукруг.

Фонарь при наблюдениях нужен не слишком яркий, чтобы не слепить глаза, с дверцей или задвижкой, с помощью которой можно прикрывать свет. Такой фонарь можно сделать из двух больших консервных банок разных диаметров (рис. 29). Очень практичны малые фонари "летучая мышь", но свет их слишком ярок, поэтому при пользовании совершенно необходимо заключить такой фонарь внутрь картонного цилиндра с одним или двумя небольшими окнами, заклеенными полупрозрачной бумагой.

<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

Публикации с ключевыми словами: методика преподавания - преподавание астрономии - учебные пособия - демонстрации - звездное небо - школьный атлас - звездная карта - звездные карты - модель - численное моделирование - наблюдения - солнечные часы - планетарий - планирование занятий - наглядные пособия
Публикации со словами: методика преподавания - преподавание астрономии - учебные пособия - демонстрации - звездное небо - школьный атлас - звездная карта - звездные карты - модель - численное моделирование - наблюдения - солнечные часы - планетарий - планирование занятий - наглядные пособия
См. также:
Все публикации на ту же тему >>

Мнение читателя [1]
Оценка: 3.2 [голосов: 175]
 
О рейтинге
Версия для печати Распечатать

Астрометрия - Астрономические инструменты - Астрономическое образование - Астрофизика - История астрономии - Космонавтика, исследование космоса - Любительская астрономия - Планеты и Солнечная система - Солнце


Астронет | Научная сеть | ГАИШ МГУ | Поиск по МГУ | О проекте | Авторам

Комментарии, вопросы? Пишите: info@astronet.ru или сюда

Rambler's Top100 Яндекс цитирования