Rambler's Top100Astronet    
  по текстам   по ключевым словам   в глоссарии   по сайтам   перевод   по каталогу
 

На первую страницу Методика преподавания астрономии
<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

§ 4. Влияние астрономических обществ на обучение астрономии. Съезды преподавателей физики и космографии.

В конце XIX в. в России возникли астрономические общества: Нижегородский кружок любителей физики и астрономии был организован в 1888 г. по почину преподавателей средней школы; Русское астрономическое общество (РАО) в Петербурге было организовано в 1890 г. по инициативе прогрессивно настроенных астрономов и педагогов тогдашней столицы России. Большую роль в организации РАО сыграл выдающийся русский астроном и популяризатор астрономии проф. С. П. Глазенап (им в более поздние годы был написан новый учебник космографии).

Организация астрономических обществ была явлением прогрессивным. Некоторые члены этих обществ занимали высокие посты и содействовали развитию астрономии как науки и её популяризации. Естественно, что представители прогрессивной общественности сочувствовали этим обществам и содействовали их организации и работе. Ими интересовались не только педагоги, но и такие выдающиеся люди, как А. М. Пешков (Максим Горький), который в Нижегородском кружке любителей физики и астрономии около 1897 г.1 впервые обратил внимание членов кружка на желательность не только популярных лекций, но и демонстрирования неба с помощью астрономических труб; это пожелание было выполнено.

Лучшие преподаватели астрономии, являвшиеся членами этих обществ, обращали внимание общественности и официальных органов на плохую ("меловую") постановку преподавания космографии в школах. К тому же военные и коммерческие круги также стали обнаруживать, что постановка преподавания астрономии в военных и коммерческих училищах не даёт достаточной подготовки будущих офицеров армии и флота, инженеров и вообще практических работников, в которых нуждалась страна. Военные школы в отношении возможностей постановки преподавания были сравнительно в лучшем положении. В Петербурге с конца XIX в. существовал Педагогический музей военно-учебных заведений, в котором имелся отдел космографии, организованный А. И. Барановым. В этом отделе музея были выставлены самодельные учебные пособия и астрономические трубы, продававшиеся тогда в России иностранными фирмами. Выставка демонстрировала опыт лучших педагогов того времени в области главным образом организации наблюдений и применения наглядности. Учителя, посещавшие музей, перенимали этот опыт. В музее бывали встречи и собрания петербургских учителей всех средних школ. Всё это способствовало улучшению постановки преподавания космографии в различных средних учебных заведениях.

Вполне понятно, что Русское астрономическое общество (РАО), возникшее по почину педагогов, не могло пройти мимо назревших потребностей реформы обучения астрономии.

Собрание учителей в Педагогическом музее совместно с РАО высказало пожелание о пересмотре и улучшении программы и составлении к ней объяснительной записки, направленной к оживлению курса, усилению наглядности и школьных наблюдений.

В начале 1895 г. в РАО началось обсуждение этого вопроса, и была выделена комиссия по пересмотру программы. Это комиссия под председательством А. Д. Путяты при ближайшем участии А. М. Жданова и К. В. Шарнгорста разработала проект программы, по содержанию и распределению материала мало отличавшейся от применявшейся тогда программы. Однако в методическом отношении этот проект представлял значительное движение вперёд. Методическая часть проекта представляла собой вполне определённо выраженный поворот от "меловой" космографии к живой, основанной на наблюдениях. В объяснительной записке были рекомендованы и некоторые учебные пособия, применяемые в различных модификациях и до настоящего времени, как, например, модель небесной сферы в виде колбы с водой.

Проект этот был важен тем, что он был выражением прогрессивной русской методической мысли и положил начало улучшению постановки преподавания астрономии, которое происходило в результате деятельности лучших педагогов того времени, независимо от Министерства народного просвещения и нередко вопреки его желанию. Некоторое влияние проект, по-видимому, оказал на подготовку учителей, но не в том виде, как это было предположено. Предполагалось создать педагогические курсы при университетах, но министерство, боясь "крамолы" университетских преподавателей, предпочло устроить курсы при учебных округах (которым были подведомственны и университеты). Курсы при учебных округах включали в свой учебный план и физико-математические науки, однако, методика астрономии (космографии) на них не преподавалась, но в методику физики вносились темы докладов курсантов и по астрономии. Такое положение было отчасти обусловлено и тем, что специалистов по методике астрономии тогда ещё не было.

П. К.  Штернберг
(1865-1920)

В конце 1899 г. в Москве при Физико-математическом обществе состоялся съезд преподавателей Московского учебного округа, на котором работала секция космографии. В этой секции доклад о положении космографии в средней школе был сделан П. К. Штернбергом.

Начало XX века в связи с промышленным кризисом в Европе, захватившим и Россию, ознаменовано подъёмом революционного движения. Нараставшее давление общественности и педагогических кругов, учительские съезды, выражавшие неудовлетворённость состоянием школьного дела, вынуждали царское правительство снова заняться школой. В то время, когда реакционные круги стремились к сокращению общеобразовательных предметов, газета "Правда" требовала общеобразовательной школы. Н. К. Крупская писала (в 1911 г.), что в школе в числе прочих её недостатков надо устранить формализм в обучении (что, в частности, относилось и к преподаванию космографии). В такой обстановке в конце 1913 и в начале 1914 гг. в Петербурге состоялся I Всероссийский съезд преподавателей физики, химии и космографии.

В третьей секции этого съезда докладчиками выступали Г. А. Тихов, А. А. Чикин, Ф. Н. Красиков, Н. Н. Соковнин, обращавшие внимание на необходимость изменений в постановке преподавания космографии в школах. В резолюции по секции космографии этого съезда было высказано пожелание об организации общегородских школьных обсерваторий и необходимости учреждения при РАО постоянной комиссии для консультаций преподавателей космографии по вопросам методики и построения новых учебных пособий. В апреле 1915 г. было организовано "особое совещание по реформе школы", в котором принимали участие Ф. Н Красиков (1874-1942) и преподаватели астрономии средней и высшей школы, в том числе Н. Н. Соковнин (автор одного из учебников космографии), В. В. Ахматов (секретарь РАО) и др.

Подкомиссия астрономии дала мало нового, даже отступила от принципов проекта РАО.


1 А. Е. Богданович, Максим Горький и Нижегородский кружок любителей физики и астрономии, "Астрономический календарь" на 1941г.

<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

Публикации с ключевыми словами: методика преподавания - преподавание астрономии - учебные пособия - демонстрации - звездное небо - школьный атлас - звездная карта - звездные карты - модель - численное моделирование - наблюдения - солнечные часы - планетарий - планирование занятий - наглядные пособия
Публикации со словами: методика преподавания - преподавание астрономии - учебные пособия - демонстрации - звездное небо - школьный атлас - звездная карта - звездные карты - модель - численное моделирование - наблюдения - солнечные часы - планетарий - планирование занятий - наглядные пособия
См. также:
Все публикации на ту же тему >>

Мнение читателя [1]
Оценка: 3.2 [голосов: 174]
 
О рейтинге
Версия для печати Распечатать

Астрометрия - Астрономические инструменты - Астрономическое образование - Астрофизика - История астрономии - Космонавтика, исследование космоса - Любительская астрономия - Планеты и Солнечная система - Солнце


Астронет | Научная сеть | ГАИШ МГУ | Поиск по МГУ | О проекте | Авторам

Комментарии, вопросы? Пишите: info@astronet.ru или сюда

Rambler's Top100 Яндекс цитирования