Rambler's Top100Astronet    
  по текстам   по ключевым словам   в глоссарии   по сайтам   перевод   по каталогу
 

Методика преподавания движения небесных светил
<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

§2. Система наглядных пособий для изучения вводных вопросов
нового школьного курса астрономии.

Нам представляется, что наиболее правильным путем решения поставленной нами в предыдущем параграфе проблемы является создание системы наглядных пособий для изучения вводных вопросов школьного курса астрономии. Подобная идея самым непосредственным образом связана с идеей создания оптимальных комплексов наглядных пособий, широко разрабатываемой в лабораториях НИИ ШОТСО АПН СССР.

Академик С.Г. Шаповаленко писал, что "разработка методики комплексного использования учебного оборудования должна стать решающим направлением в разработке методики использования учебного оборудования вообще" [92 стр. 30]. Основные положения проблемы создания оптимальных комплексов разработаны членом-корреспондентом АН СССР В.Г. Болтянским. Они заключаются в следующем:

Теория комплексного использования материальных средств обучения опирается на марксистско-ленинскую теорию познания и исходит из различной дидактической роли в обучении отдельных видов наглядных пособий.

Каждому предмету учебного оборудования присуща своя дидактическая направленность. Одним - высокая наглядность, другим - эргономическая выгодность, третьим - индивидуализируемость и т.д. Ясно, что усвоение материала по какой-либо теме будет происходить наиболее плодотворно только в том случае, если используется целый комплекс средств обучения, каждое из которых будут выполнять свою особую функцию.

Входящие в комплекс предметы учебного оборудования должны объединяться общностью содержания, методологического подхода, методики изложения темы и должны охватывать все стороны учебного процесса.

В таком случае можно ожидать, что подобный комплекс учебного оборудования по данной теме должен давать педагогический эффект, близкий к максимально возможному.

Педагогический эффект, близкий к максимально возможному при изучении какой-либо темы, можно осуществить не одним, а несколькими способами, в том числе и такими, стоимость оборудования которых будет несоразмерно высока по сравнению о теми не очень значительными улучшениями педагогического процесса, которые они смогут дать.

В связи с этим необходимо ввести понятие оптимального комплекса учебного оборудования по данной теме. Под оптимальным комплексом следует понимать такой комплекс, который дает педагогический эффект, близкий к максимальному, при наличии приемлемых экономических показателей: стоимость комплекса должна соответствовать запланированному уровню средств на народное образование, должно быть сведено к минимуму использование дефицитных материалов и т.д." [26].

Если учесть, что в новом школьном курсе астрономии вводные вопросы почти не оснащены наглядными пособиями, удовлетворяющими требованиям новой программы, - становится понятным, что эти вопросы представляют значительный интерес в плане разработки системы наглядных пособий, предназначенной для их изучения.

Создание такой системы о называется возможным и целесообразным еще и потому, что вводные вопросы нового курса астрономии фактически сводятся к изучению видимых движений небесных светил. Поэтому вопросы движений могут служить той опорной канвой, на ко торой будет строится вся система наглядных пособий для изучения вводных вопросов школьного курса астрономии.

При разработке системы мы исходили из того, что все вопросы, связанные с видимыми движениями небесных светил и с небесными координатами должны быть в той или иной мере "проиллюстрированы" соответствующими пособиями. При этом необходимо было помнить, что разумно составленная система наглядных пособий должна давать простор учителю, должна допускать различные методики её использования, и не только использования всей системы в целом, но и разрозненно, т.е. неполной системы.

Попытаемся теперь определить, какими видами наглядных пособий целесообразнее всего иллюстрировать изложение вводных вопросов. Для этого обратимся к принятой в настоящее время классификации существующих и разрабатываемых наглядных пособий.

В методической литературе [92] отмечаются пять основных направлений в создании и использовании учебно-наглядных пособий и школьного оборудования:

  1. Дальнейшая разработка, производство и внедрение в школы натуральных объектов, приборов, моделей, макетов, пособий на печатной основе и т.д. Это старой направление в оборудовании школы, но оно сохраняет свое большое педагогическое значение и в настоящее время.
  2. Всемерное оснащение школ экранными, звуковыми и экранно-звуковыми пособиями, проекционной, звукозаписывающей и звуковоспроизводящей аппаратурой.
  3. Широкое внедрение радио и телевидения в учебную работу школ.
  4. Оснащение школ техникой для самостоятельной работы учащихся.
  5. Применение электронно-вычислительных машин для целей индивидуального обучения.

При разработке предлагаемой системы наглядных пособий мы ориентировались на первые два (в настоящее время главные) направления в создании приборов. Безусловно, последние направления представляют очень большой интерес, но они более объемны и фундаментальны по своей природе, и их целесообразно применять при решении более капитальных проблем.

Кроме того, мы не должны забывать, что в настоящее время финансовые возможности школ достаточно ограничены для постановки и решения подобных проблем. Поскольку в своей работе мы стремились к определенной практической отдаче в пользу средней школы, то мы были вынуждены работать по первым двум направлениям: создание приборов, моделей, пособий на печатной основе и разработка экранных пособий.

Нам представляется, что наиболее удачным вариантом иллюстрирования вопросов-позиций 1-4 и 9-12 будет изготовление двух диафильмов по тематике этих позиций.

Дело в том, что содержание этих вопросов, как мы говорили в начале своей работы, - его выяснение характера, некоторых простейших закономерностей и причин видимых движений небесных светил. Школьники не имеют в своем арсенале необходимых наблюдений, на которые может опираться учитель. Проведение таких наблюдений в полном объеме было бы самым желательным вариантом изучения курою астрономии в средней школю. К сожалению, слишком медленный характер наблюдаемых процессов, сильная зависимость от погодных условий, жесткие рамки времени, отводимого на изучение курса -все это не позволяет учителю организовать обязательное и систематическое проведению таких наблюдений. В лучшем случае можно рас читывать на наблюдение простейших видимых движений -, например, суточных движений светил или видимого перемещения Луны среди звезд.

Отсюда становится понятным, что необходимы пособия, позволяющие в какой-то степени заменить наблюдения на небе или даже полностью избежать их. Такие пособия должны на основании показа очень привычных для школьника картин познакомить его с характером и закономерностями видимых движений небесных светил.

Поскольку все явления, которые необходимо проиллюстрировать, носят динамический характер, то наиболее удачным пособием может быть соответствующий кинофильм, но, к сожалению, наши возможности в этом плане были сильно ограничены не столько отсутствием необходимого времени, сколько трудностями организационного характера. Поэтому от такого направления нам пришлось отказаться.

Кроме того, существуют ещё некоторые соображения против такого моделирования. Во-первых, во время наблюдений мы всегда видим, фактически, не медленно происходящие изменения, а ряд статических картин, разделенных какими-то промежутками времени и незначительно отличающимися друг от друга (речь идет только о тех явлениях, которые мы рассматриваем, и не касается, предположим, явлений метеоров, видимых движений ИСЗ т.д.). Даже самый продолжительный взгляд на небо не может увидеть тех незначительных изменений, которые происходят на нем за такой малый промежуток времени. Поэтому наблюдатель видит застывшую, статическую картину.

С этой точки зрения демонстрация кинофильмы, предположим, с быстро происходящим видимым перемещением Солнца по небосводу, будет более непривычной для школьника, чем серия статических демонстрации, отнесенных к различный моментам наблюдения, на основании которой можно говорить о движении светила.

Очевидно, наиболее законченной с точки зрение психологии восприятия и мышления школьника была бы последовательная демонстрация сначала ряда видимых картин на различные момента времени, а затем, как следствие, - показ соответствующего, непрерывно происходящего во времени, явления. Такой подход мог бы быть полностью осуществлен в рамках соответствующего кинофильма. Поэтому мы полагаем, что в данном случае было бы оправданным и целесообразным изготовление учебного кинофильма Видимое движение небесных светил" и включение его в список типового оборудования школьного кабинета астрономии.

Однако создание такого диафильма, если судить об этом по списку типового оборудования для средней школы [189], не запланировано. В кабинеты астрономии будет предложен кинофрагмент "Видимое и истинное движение планет".

Нам было предложено разработать технико-педагогическое задание на изготовление данного кинофрагмента, что и было сделано в соответствии с требованиями новой программы и требованиями, предъявляемыми к наглядным пособиям такого типа [78] . Впоследствии предложенное нами ТПЗ было утверждено на заседании экспертной комиссии по астрономическим приборам при НИИ ШОТСО АПН СССР и включено в соответствующий сборник [202].

Технико-педагогическое задание на проектирование кинофрагмента "Видимое и истинное движение планет" представлено в приложении к диссертации на стр.

Трудности технического и организационного характера, а также стремление предложить средней школе законченные методические разработки заставило нас остановиться на изготовлении двух диафильмов: "Звездное небо"1 и "Видимые движения небесных светил"2, отказавшись от окончательных разработок упомянутых выше кинофрагмента или кинофильма.

Такое направлений работы оказалось желательным ещё и потому, что затрагивало очень перспективное, на наш взгляд, исследование о возможностях рисунка в преподавании астрономии.

Кадр N43

Педагогический рисунок обладает целым рядом таких свойств, как возможность абстрагирования от второстепенного, выделение главного, внесение в точную видимую картину (или даже фотографию) таких моментов, которые раскрывают смысл происходящих явлений (например, кадр N43) и т.д. Поэтому возможности создания максимально наглядного рисунка в этом направлении очень велики. Они вполне могут стать темой самостоятельного исследования. Нами этот вопрос не затрагивался, тем более что для его успешного решения необходима определенная художественная подготовка.

Вопросы измерения координат и времени (вопросы-позиции 5, 6, 13) на наш взгляд целесообразнее всего иллюстрировать объемными моделями. Дело в том, что эти вопросы - практическое применение знаний закономерностей видимых движений небесных светил. Наиболее прочное усвоение их школьником возможно только в том случае, если ученик имеет возможность провести практические работы по определению координат и времени на примерах реально наблюдаемых светил. Только объемные модели или соответствующие приборы могут ему позволить сделать это.

Одним из основных пособий по астрономии в средней школе является подвижная карта звездного неба. При объяснении правил работы о ней, учитель вынужден использовать в качестве демонстрационной подвижную карту звездного неба небольшого формата (из школьного учебника по астрономии), нарушая тем самым элементарные требования классной методики. Потребность в демонстрационной подвижной карте звездного неба является всеми признанной, и такая карта включена в список типового оборудования школьного кабинета астрономии.

Диссертантом в соавторстве с А.Д. Марленским был разработан вариант подвижной демонстрационной карты звездного неба. Предложенная карта была утверждена на заседании экспертной комиссии по астрономическим приборам при НИИ ШОТСО АПН СССР и рекомендована министерством просвещения РСФСР для серийного производства. В настоящее время карта находится в процессе производства

Учитывая всё сказанное выше, учитывая результаты проведенного экспериментального обучения, мы считаем возможным рекомендовать в средних школах при изучении вводных вопросов астрономии новой школьной программы работу со следующей системой наглядных пособий:

  1. Диафильм "Звездное небо".
  2. Диафильм "Видимые движения небесных светил".
  3. Модель горизонтальных координат
  4. Модель экваториальных координат.
  5. Универсальные учебные астрономические часы.
  6. Демонстрационная подвижная карта звездного неба.

Данная система позволяет проиллюстрировать изложение любого пункта новой программы. Более подробно это будет показано ниже при описании каждого предлагаемого пособия и методики его использования в отдельности.

Педагогическая действенность предлагаемых нами пособий отнюдь не является максимально возможной. Можно предложить приборы, пособия и методы более действенные, чем описываемые нами. Однако вряд ли при несколько большей педагогической действенности они будут более простыми и дешевыми и состоящими из более унифицированных деталей.

Предлагаемая система наглядных пособии претендует на оптимальность решения ещё и потому, что методика работа с данными пособиями не требует (это будет подробнее показано ниже) больших "педагогических затрат".

Некоторые из предлагаемых нами пособий по своим возможностям насколько выходят за рамки требований новой школьной программы и могут успешно использоваться не только на уроках астрономии, но и на занятиях факультативных курсов и астрономических кружков.

Ниже методические возможности всех приборов и пособий проанализированы отдельно для каждого случая.


1 А.Д. Могилко. "Звездное небо", М.. "Диафильм", 1958 г. Второе издание подготовлено нами в соавторстве.

2 Е.И. Ковязин. "Видимые движения небесных светил". М., 'Диафильм", 1970 г.

<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

Публикации с ключевыми словами: диссертация - курс астрономии - солнечная система - педагогический эксперимент - подвижная карта - астрономические часы - модель - видимое движение - звездное небо - программа средней школы - учебная программа - наглядные пособия - школьный курс астрономии - движение планет - учебные пособия - преподавание астрономии - методика преподавания - астрономическое образование
Публикации со словами: диссертация - курс астрономии - солнечная система - педагогический эксперимент - подвижная карта - астрономические часы - модель - видимое движение - звездное небо - программа средней школы - учебная программа - наглядные пособия - школьный курс астрономии - движение планет - учебные пособия - преподавание астрономии - методика преподавания - астрономическое образование
См. также:
Все публикации на ту же тему >>

Оценка: 2.6 [голосов: 89]
 
О рейтинге
Версия для печати Распечатать

Астрометрия - Астрономические инструменты - Астрономическое образование - Астрофизика - История астрономии - Космонавтика, исследование космоса - Любительская астрономия - Планеты и Солнечная система - Солнце


Астронет | Научная сеть | ГАИШ МГУ | Поиск по МГУ | О проекте | Авторам

Комментарии, вопросы? Пишите: info@astronet.ru или сюда

Rambler's Top100 Яндекс цитирования