Вакуумное состояние

Вакуумное состояние (вакуум; соответствующий вектор состояния обозначается символом $\mid 0\rangle$) в квантовой теории - основное состояние квантованных полей, обладающее минимальной энергией, нулевыми импульсом, угловым моментом, электрическим зарядом и другими квантовыми числами. Часто вакуум определяют также как состояние, в котором отсутствуют какие-либо реальные частицы, то есть состояние, действие на которое операторов уничтожения дает нулевой результат (так называемый математический вакуум). Возможность виртуальных процессов в вакууме приводит к ряду специфических эффектов при взаимодействии с ним реальных частиц (смотри Квантовая теория поля). Для физического вакуума, в отличие от математического, вакуумное среднее от произведения двух операторов полей в одной точке пространства-времени может быть не равным нулю (смотри вакуумный конденсат). Понятие "вакуум" является одним из основных в том смысле, что его свойства определяют свойства всех остальных состояний, так как любой вектор состояния в представлении вторичного квантования может быть получен из вакуумного действием на него оператора рождения частиц (смотри Фока представление). В ряде случаев, например при спонтанном нарушении симметрии, вакуумное состояние оказывается не единственным, вырожденным, - существует непрерывный спектр таких состоянии, отличающихся друг от друга числом так называемых голдстоуновских бозонов.

L | R | А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | Й | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Э | Ю | Я