На первую страницу
Физические основы строения и эволюции звезд

<< 5.2 Простейшие примеры | Оглавление | 5.4 Слабое взаимодействие >>

5.3 Учет электромагнитного взаимодействия частиц

Электромагнитное взаимодействие играет роль поправки к ядерным силам -- мы видели это на примере $ {}^{3}{\mathrm{He}}$ и $ {}^{3}{\mathrm{T}}$. Другой более сильный пример: ядро $ {}^{6}{\mathrm{He}}$ -- связано, но с заменой двух нейтронов на два протона, не существует из-за кулоновского отталкивания. С учетом принципа Паули наиболее компактно можно уложить ядро с равным числом протонов и нейтронов, но из-за кулоновского отталкивания выгоднее брать несколько больше нейтронов. Например, $ \strut_{92}^{238}$U состоит из 146 нейтронов и 92 протонов, т.е. нейтронов в 1,5 раза больше. По этой же причине тяжелые ядра неустойчивы относительно деления.

Без кулоновского отталкивания две ``ядерные капли'' стремились бы слиться. Объемные энергии при этом просто складываются, а поверхностная -- уменьшается, так как поверхность большой капли меньше суммы поверхностей двух малых. Однако, вследствие того что кулоновские силы спадают по степенному закону, а ядерные -- по экспоненциальному, в крупных каплях (ядра с большим Z) далекие протоны уже не притягиваются друг к другу за счет ядерных сил, а только отталкиваются за счет кулоновских. Таким образом, кулоновская энергия не очень существенна в легких ядрах и важна в тяжелых, вследствие чего ядра с промежуточными значениями Z (Fe) наиболее прочно связаны (см. рис. 27).

Количественные поправки к энергии -- это одна сторона дела. Другой важный аспект учета электромагнитных взаимодействий -- это процессы рождения и поглощения фотонов:

$\displaystyle p+n\to {}^{2}{\mathrm{D}}+\gamma\;,

$\displaystyle {}^{2}{\mathrm{D}}+p\to {}^{3}{\mathrm{He}}+\gamma\;.
$

Реакция $ {}^{2}{\mathrm{D}}+{}^{2}{\mathrm{D}}\to {}^{3}{\mathrm{T}}+p$ и подобные ей напоминают игру в кубики -- они сводятся просто к перегруппировке нуклонов. Здесь же происходит нечто новое -- рождение частиц (фотона не было, потом он родился). Из-за закона сохранения энергии реакция $ p+n\to {}^{2}{\mathrm{D}}+\gamma$ не может идти без испускания фотона. Притяжение протона к нейтрону всегда есть, но если нуклоны сближаются и не рождают никакой частицы, то энергия сохраняется и они обязаны разлететься.

Теперь в сечение взаимодействия $ p+n={}^{}{\mathrm{D}}+\gamma$ войдет вероятность рождения фотонов, т.е. появляется множитель $ e^2/\hbar c=1/137$. Рассмотрим процесс рождения фотонов на примере классического осциллятора. Для колеблющегося заряда $ e$ энергия, выделяющаяся в единицу времени,

$\displaystyle Q\;\left[{\mbox{эрг}\over \mbox{с}}\right]\simeq{e^2\over c^3}\,
\left({d^2x\over dt^2}\right)^2={e^2r^2\,\omega^4
\over c^3}\;.

Время излучения одного кванта $ \hbar\omega$

$\displaystyle t={\hbar\omega\over Q}\;,

а вероятность этого процесса $ W\sim 1/t$, таким образом, равна

$\displaystyle W={1\over t}={Q\over \hbar\omega}=\omega\,{e^2\over \hbar c}\,{r^2\over \lambda^2}

(здесь $ \lambda=c/\omega$).

По порядку величины это выражение годится для любой системы и вероятность ядерных превращений с учетом электромагнитного взаимодействия

$\displaystyle W\simeq\omega\,{e^2\over \hbar c}\,{\left({r\over \lambda}\right)}^2\;.
$

Для простой перегруппировки вероятность $ W\sim 1/t\sim\omega$. Теперь входят безразмерные величины $ e^2/\hbar c$ -- сила взаимодействия и $ {(r/\lambda)}^2$ -- отношение площади ``антенны'' к квадрату длины волны. Это верно при дипольных колебаниях. Если колебания имеют другую мультипольность, то входят более высокие степени $ (
r/\lambda)$.

З а д а ч а. Известно сечение реакции $ n+p\to D+\gamma$,

$\displaystyle \sigma={\mbox{const}\over v}=0,3\;\mbox{барн}
$

при $ v=2,7\cdot 10^5$ см/с (такая скорость соответствует скорости нейтронов при комнатной температуре). При высокой температуре, когда есть фотоны с энергией больше 2,2 МэВ, очевидно, будет происходить и обратный процесс фотодиссоциации дейтерия, и изменение концентрации дейтерия со временем описывается уравнением

$\displaystyle {d[\mathrm{D}]\over dt}=\sigma v\,[n]\,[p]-f\,(T)\,[\mathrm{D}]\;,
$

здесь $ [\mathrm{D}]$ -- концентрация D, $ f(T)$ -- некоторая функция. В термодинамическом равновесии $ \frac{d[\mathrm{D}]}{dt}=0$ и

$\displaystyle {[n]\,[p]\over [\mathrm{D}]}=F(T)\,\exp(-2,2\,$МэВ$\displaystyle /kT)\;.
$

Найти функции $ f(T)$, $ F(T)$ и сечение фотодиссоциации дейтерия в зависимости от температуры.

(У к а з а н и е: пренебречь единицей в формуле Планка, т.е. считать $ {(e^