Аннотации основных статей журнала «Земля и Вселенная» № 4, 2020 г. Аннотации основных статей журнала «Земля и Вселенная» № 4, 2020 г.
14.09.2020 11:08 | В. И. Щивьев/Редакция журнала ЗиВ

«Университетская астрономия: наблюдения рентгеновских двойных систем на Кавказской горной обсерватории и Крымской станции ГАИШ МГУ». Академик РАН Черепащук Анатолий Михайлович (Государственный астрономический институт им. П. К. Штернберга МГУ им. М. В. Ломоносова).

Государственный астрономический институт им. П.К. Штернберга (ГАИШ МГУ) – уникальный учебно-научный центр, где подготовка астрономических кадров ведется параллельно с научно-исследовательской деятельностью. За 188 лет существования ГАИШ обзавелся солидной базой для выполнения научных астрономических наблюдений и проведения студенческой практики. К концу 1980‑х гг. ГАИШ располагал тремя астрономическими обсерваториями: в Крыму, Узбекистане и Казахстане. Однако в связи с распадом СССР, в 1993–1994 гг. ГАИШ потерял две высокогорные обсерватории, распложенные в Узбекистане (гора Майданак) и Казахстане (в горах Тянь-Шаня близ г. Алма-Аты). Крымскую станцию нам удалось сохранить для ГАИШ, а после исторического воссоединения Крыма с Россией эта наблюдательная база стала полноправной российской обсерваторией. Потеря двух высокогорных обсерваторий отбросила Институт на уровень 1960-х гг. – по степени оснащения астрономическими наблюдательными средствами. Поэтому руководство ГАИШ при поддержке ректора МГУ академика В.А. Садовничего предприняло большие усилия по реализации строительства новой собственной высокогорной обсерватории на российской территории.

«Новый этап развития общей теории относительности». Член-корреспондент РАН Новиков Игорь Дмитриевич (Астрокосмический центр Физического института им. П.Н. Лебедева РАН).

Более полувека тому назад в самом начале моей научной карьеры мне выпало счастье участвовать в создании новой ветви физики и астрофизики – релятивистской астрофизики. До начала шестидесятых годов прошлого века общая теория относительности (ОТО), хотя и признавалась красивейшей физической теорией, вела, как правило, весьма скромную жизнь где-то у окраин теоретической науки. Это было связано с тем, что ни в физике, ни в астрофизике она не была нужна для описания реальных процессов в известных тогда физических и астрофизических объектах.

«По следам очень большого взрыва». Кандидат физико-математических наук Арефьев Вадим Александрович (Институт космических исследований РАН).

Мы уже привыкли к тому, что в небе постоянно происходят (и регистрируются) исключительно энергичные события: взрываются cверхновые, вспыхивают гамма-всплески, сталкиваются галактики и даже скопления галактик – самые крупные гравитационно-связанные объекты во Вселенной. Если спросить, в каком же из этих катаклизмов выделяется наибольшее количество энергии, то чаще всего следует ответ, что это гамма-всплески: в наиболее мощных из них выделяется более 1054 эрг, что в несколько тысяч раз больше, чем при взрывах сверхновых. Но действительно ли гамма-всплески – самые энергичные события во Вселенной? Оказывается – нет.

In memoriam. Михаил Николаевич ПАВЛИНСКИЙ (08.12.1959–01.07.2020)

«В лучах звезды по имени Солнце. Институту солнечно-земной физики СО РАН – 60 лет». Член-корреспондент РАН Медведев Андрей Всеволодович, доктор физико-математических наук Язев Сергей Арктурович (Институт солнечно-земной физики СО РАН).

60 лет тому назад, в 1960 г. в г. Иркутске был основан Сибирский институт земного магнетизма ионосферы и распространения радиоволн (СибИЗМИР) Сибирского Отделения АН СССР. Он стал крупнейшим научным центром в области физики околоземного космического пространства в восточной части страны, создав уникальный комплекс исследовательских установок. В 1986 г. Институт был награжден орденом Трудового Красного Знамени. В 1993 г. СибИЗМИР был переименован в Институт солнечно-земной физики (ИСЗФ) СО РАН. В настоящее время идут работы по созданию на базе института Национального гелиогеофизического комплекса РАН, который оснащается уникальными инструментами нового поколения.

«Переменная звезда Солнце и его магнитное поле». Член-корреспондент РАН Григорьев Виктор Михайлович, кандидат физико-математических наук Головко Алексей Алексеевич (Институт солнечно-земной физики СО РАН).

В Институте солнечно-земной физики СО РАН, отмечающем в этом году 60-летие, работает большой слаженный коллектив специалистов по физике Солнца и солнечно-земных связей. Одним из его научных направлений является изучение главной причины наблюдаемых явлений солнечной активности – магнитных полей. В развитие этого направления вложил много сил член-корреспондент РАН Владимир Евгеньевич Степанов. Приняв эстафету в создании все совершенствующихся солнечных магнитографов, иркутские «солнечники» совместно с опытным производством в советское время изготовили экземпляры магнитографа полного вектора для шести обсерваторий СССР и дружественных ГДР и Чехословакии, что стимулировало прогресс исследований и научные обмены в данной области. В дальнейшем создание Солнечного Телескопа Оперативных Прогнозов и установка его экземпляров на Саянской и Байкальской обсерваториях ИСЗФ, Горной астрономической станции ГАО в Кисловодске и на Уссурийской солнечной станции – явилось хорошей инициативой для создания новой современной «службы Солнца».
О некоторых достигнутых научных результатах коллектива рассказывается в этой статье.

«Взгляд на ионосферу Земли через GPS и ГЛОНАСС». Кандидат физико-математических наук Ясюкевич Юрий Владимирович, кандидат физико-математических наук Ясюкевич Анна Сергеевна (Институт солнечно-земной физики СО РАН).

Ионосфера – это слой земной атмосферы, в котором содержится большое количество заряженных частиц. Заряженная составляющая ионосферы оказывает ключевое воздействие на распространение радиоволн, поэтому изучение состояния ионосферы является важной научно-практической задачей. Ионосфера Земли является сложной динамической системой, на которую влияют солнечный ветер, процессы в нейтральной атмосфере, магнитосфере и на Солнце. В статье рассмотрены возможности изучения ионосферы Земли с использованием глобальных навигационных спутниковых систем, таких как GPS и ГЛОНАСС. Развитая глобальная сеть приемников сигналов GPS/ГЛОНАСС предоставила колоссальный экспериментальный материал для изучения ионосферы и позволила по-новому взглянуть на происходящие в ней процессы.

«Тимур Магометович Энеев (к 95-летию со дня рождения)». Доктор физико-математических наук Боровин Геннадий Константинович, доктор физико-математических наук Голубев Юрий Филиппович, кандидат физико-математических наук Ефимов Георгий Борисович, доктор физико-математических наук Козлов Николай Николаевич, Доктор физико-математических наук Тучин Андрей Георгиевич (Институт прикладной математики им. М.В. Келдыша РАН).

Тимур Магометович Энеев родился 23 сентября 1924 г. в городе Грозный, скончался 8 сентября 2019 г. в Москве, не дожив две недели до своего 95-летнего юбилея.

«Человек Вселенной: памяти Бориса Пшеничнера». Ромейко Виталий Александрович (Центр астрономического и космического образования ГБПОУ «Воробьевы горы»).

30 марта 2020 г. не стало Бориса Григорьевича Пшеничнера – человека Вселенной, яркого педагога, одного из создателей дополнительного аэрокосмического образования детей и молодежи в России, создателя и первого руководителя Отдела астрономии и космонавтики Московского городского Дворца пионеров и школьников.

«Аварийный полет корабля «Союз-1» (расшифровка переговоров В.М. Комарова с Центром управления полетом)». Герасютин Сергей Александрович (Мемориальный музей космонавтики).

24 апреля 1967 г. при завершении испытательного полета на космическом корабле новой серии «Союз‑1» трагически погиб один из лучших космонавтов первого набора Герой Советского Союза Владимир Михайлович Комаров.

Читайте в журнале «Земля и Вселенная» № 5, 2020:

Колонка главного редактора
ГОРАДЖАНОВ В.С., ТОПТУН В.А., ЗОЛОТУХИН И.Ю., КАТКОВ И.Ю., ЧИЛИНГАРЯН И.В. Поиск и открытие черных дыр промежуточных масс при помощи крупных наземных и космических обсерваторий и данных Виртуальной Обсерватории
СТЕПАНОВ А.В. Терагерцевое солнце
ЛИСОВ И.А Великий марсианский десант 2020 года
АНАНЬЕВА В.И. Скрытый океан Цереры
ГОЛОВАНОВА А.В., МАГАРЯН К.А., НАУМОВ А.В. Викторина юных физиков Отделения физических наук РАН. Задачи
ЕРЕМЕЕВА А.И. Разрушивший «каналы» Марса… К 150-летию со дня рождения Э.М. Антониади
ПАКШИН П.А., ПАКШИНА Н.А. Астроном-наблюдатель Михаил Васильевич Ляпунов
ВЕДЕШИН Л.А., ГЕРАСЮТИН С.А. Первые советские научные эксперименты на Луне. К 50-летию посадки на Луну «Лунохода-1»
СУДАКОВ В.С. Российские двигатели на американских ракетах
АЛЕКСАНДРОВ Е.Б. Простейшая фотонная ракета Викторина юных физиков Отделения физических наук РАН. Решения
Table of Content and Selected Abstracts

Журнал «Земля и Вселенная»

Научно-популярный журнал Российской академии наук.
Издается под руководством Президиума РАН.
Выходит с января 1965 года 6 раз в год. «Наука» г. Москва.

Подписной индекс – 70336 по объединенному каталогу «Пресса России».

Журнал на самом высоком уровне пропагандирует достижения Российской и мировой науки в области космонавтики, астрономии и наук о Земле.

Адрес редакции журнала «Земля и Вселенная»:
121099, Москва, Шубинский пер., 6
телефон: (495) 276-77-35 (доб. 42-31)
e-mail: zevs@naukaran.com