Аннотации основных статей журнала «Земля и Вселенная» № 5, 2018 г. Аннотации основных статей журнала «Земля и Вселенная» № 5, 2018 г.
30.01.2019 10:37 | В. И. Щивьев/Редакция журнала ЗиВ

«Институт физики Земли им. О.Ю. Шмидта Российской академии наук: из прошлого в будущее». Член-корреспондент РАН, директор Института физики Земли им. О.Ю. Шмидта РАН С.А. Тихоцкий.

По традиции, историю нашего Института мы ведем от 1928 года, когда в составе Академии наук СССР на основании Постановления Совета народных комиссаров от 13 марта был образован Сейсмологический институт (СИАН). Инициатива его создания принадлежала первому директору Павлу Михайловичу Никифорову. За плечами 33-летнего П.М. Никифорова к этому моменту уже был опыт руководства отделом сейсмологии в Физико-математическом институте АН СССР, участие в многочисленных сейсмических и гравиметрических экспедициях, целью которых было исследование, в частности, Курской магнитной аномалии, железорудных месторождений Криворожья, трассы Туркестанской железной дороги. Им уже были созданы новые, передовые для того времени, компактные сейсмографы и гравитационные вариометры и разработаны теоретические основы гравиметрического и сейсмического методов изучения недр; проведены их полевые испытания и практическое внедрение.

«Уникальная тектоника Земли». Член-корреспондент РАН В.П. Трубицын (Институт физики Земли им. О.Ю. Шмидта РАН).

Только на Земле верхняя холодная жесткая литосфера течениями тепловой конвекции представляет собой систему жестких литосферных плит, которые участвуют в конвективном кругообороте вещества мантии. Плиты сцеплены между собой, а при их «срыве» возникают землетрясения. На Земле кора не сплошная, она состоит из нескольких континентов, плавающих на поверхности среди литосферных плит, которые то «примерзают» к континентам, то отрываются от них. Континенты время от времени объединяются в суперконтиненты, а затем расходятся.
       При высокой интенсивности тепловой конвекции на всех тектонически активных планетах горячие восходящие потоки тепловой конвекции приобретают форму узких струй – плюмов. Однако, только на Земле плюмы, прорываясь на поверхность движущихся плит, образуют на них цепочки застывающих вулканов. В настоящее время глобальная тектоника литосферных плит, плавающих континентов и мантийных плюмов может быть воспроизведена в процессе численного моделирования.

«Тайны планетных недр». Доктор физико-математических наук Т.В. Гудкова (Институт физики Земли им. О.Ю. Шмидта РАН).

Одна из центральных проблем наук о Земле – геофизики, геохимии и геологии – построение теории образования Земли, ее начального состояния и эволюции. Начиная с Р. Декарта (начало XVII в.), вопрос о происхождении и эволюции Солнечной системы привлекал к себе внимание крупнейших естествоиспытателей. Научная космогония ведет свое начало с работ И. Канта и П.-С. Лапласа (Земля и Вселенная, 2009, № 2). Большой вклад в теорию образования планет внес академик О.Ю. Шмидт (Земля и Вселенная, 2002, № 2). Проблемы изучения внутреннего строения Земли, Луны и планет, их эволюции тесно взаимосвязаны (Земля и Вселенная, 1973, № 5; 1974, № 1; 1992, № 4). С одной стороны, исследование процессов, происходящих (и происходивших) на Земле невозможно рассматривать без привлечения данных о планетах и спутниках. С другой – при изучении планет наши исследования опираются на знания, полученные для Земли. Внутреннее строение нашей планеты служит отправной точкой при исследовании недр других планет.

«Автономное складко-надвигообразование в земной коре». Кандидат геолого-минералогических наук В.И. Шевченко, кандидат физико-математических наук А.А. Лукк (Институт физики Земли РАН).

Земная кора разделяется на обширные стабильные плиты, платформы, в пределах которых горные породы слабо или совсем не деформированы, и узкие подвижные пояса, для которых характерна интенсивная дислоцированность пород. Примером такого подвижного пояса является горный пояс Альп, Карпат, Кавказа, Памира, Гималаев. В статье рассмотрены геодинамика подвижных поясов Земли и механизм формирования тектонических дислокаций (складок, разломов) пород земной коры, то есть нарушения залегания горных пород под действием тектонических процессов. Принято считать, что деформирование пород подвижных поясов вызвано давлением более прочных платформ, плит на менее прочные, пластичные подвижные пояса, то есть с внешним воздействием на них. Полученные в течение последнего полувека геологические, сейсмологические и геодезические данные позволяют нам утверждать, что важнейшим фактором деформирования пород земной коры является увеличение объема слоистых осадочных и других пород, не связанное с механическим внешним воздействием на них. Это позволяет говорить об автономности процесса формирования складчато-разломной структуры подвижных поясов.

«Тайны Эльбрусской вулканической области». Член-корреспондент РАН А.Л. Собисевич, доктор технических наук Л.Е. Собисевич (Институт физики Земли им. О.Ю. Шмидта РАН).

Приэльбрусье – это высокогорье в верховьях рек Баксана, Малки и Кубани, примыкающее к Эльбрусу. К чудесным творениям природы относится Баксанское ущелье, подъезжая к которому мы видим горные цепи с вершинами высотой более 4 тыс. м, покрытыми снежно-ледовыми шапками, входящие в Главный Кавказский хребет. Здесь подняли высоко в небо скальные башни красавица Шхельда и двурогая Ушба; ярко сверкает на солнце громада Донгузоруна, а чуть дальше высятся величественные Дыхтау и Ирикчат. Но над всем этим районом, конечно, господствует Эльбрус. Две его величественные белые главы невольно притягивают к себе взоры путешественника, вызывая неописуемый восторг. Слово «Приэльбрусье» в каждом, посетившим эти места, вызывает свои особенные ассоциации, но у многих оно связано с Эльбрусом, с попыткой покорения его вершин, и разгадкой тайн этого удивительного района.

«Прогноз землетрясений: проблема и пути ее решения». Доктор физико-математических наук Завьялов А.Д. (Институт физики Земли им. О.Ю. Шмидта РАН).

В статье автор знакомит читателей с одним из проявлений природных катастроф – землетрясением: что это такое, как и где оно происходит; можно ли прогнозировать землетрясения и как это делается, что надо делать, чтобы предотвратить гибель людей в результате землетрясений.

«Ионосферный след от землетрясений и цунами». Доктор физико-математических наук С.Л. Шалимов (Институт физики Земли им. О.Ю. Шмидта РАН).

Диагностика внешних оболочек Земли, осуществляемая посредством глобальных навигационных спутниковых систем и не менее глобальной сети наземных приемников и передатчиков в сверхдлинноволновом радиодиапазоне, позволяют исследовать достаточно сложные процессы литосферно-ионосферных связей, например, воздействия землетрясений и цунами на ионосферу.

«Солнце в апреле – мае 2018 г.». В.Н. Ишков (ИЗМИРАН).

«Памяти Азария Григорьевича Гамбурцева». По материалам архива Института физики Земли РАН.

12 апреля 2018 г. не стало замечательного человека, нашего коллеги Азария Григорьевича Гамбурцева – известного ученого, главного научного сотрудника Института физики Земли РАН, доктора физико-математических наук, академика РАЕН, вся жизнь которого была тесно связана с нашим институтом.
       Он был хорошо известен как ученый, активно работавший в области изучения взаимосвязей между различными природными, биологическими и социальными процессами в широких пространственно-временных масштабах. Эти исследования объединили усилия ученых, работающих в разных направлениях. Они послужили основой для разработки комплексного геодинамического, экологического, социального и медицинского мониторинга природопользования, а также для создания стратегии его эффективного развития.

«Небесный календарь: ноябрь – декабрь 2018 г.». В.И. Щивьёв (г. Балашиха, Московская область).

Читайте в журнале «Земля и Вселенная» № 6, 2018:

ИВАНЧИК А.В., ЮРЧЕНКО В.Ю. Нейтринная астрофизика. Космологические нейтрино
КОНЕШОВ В.Н. Современные методы морской и аэрогравиметрии, созданные с участием ИФЗ РАН
ИШКОВ В.Н. Солнце в июне – июле 2018 г.
Памяти члена-корреспондента РАН Виктора Кузьмича Абалакина
ГЕРАСЮТИН С.А. Сподвижник С.П. Королёва – Сергей Сергеевич Крюков
КУЗЬМИН А.В. Космос Фалеса
СУДАКОВ В.С., РАХМАНИН В.Ф. Творческая деятельность В.П. Глушко в области создания космических ракет
РОГОЖИН Е.А. Представление о строении очагов сильных землетрясений
ХАВРОШКИН О.Б., СТАРОВЕРОВ А.В. Космическая пушка для исследования Луны
РУБЛЁВА Ф.Б. XI Конференция «Школа лектора – 2018» СОЛОМОНОВ Ю.В., ГЕРАСЮТИН С.А. «Призраки» во Вселенной
ЩИВЬЕВ В.И. Небесный календарь: январь – февраль 2019 г.
СТАРОВОЙТ О.Е., ЧЕПКУНАС Л.С., КОЛОМИЕЦ М.В. Сейсмичность Земли в первом полугодии 2018 года

Журнал «Земля и Вселенная»

Научно-популярный журнал Российской академии наук.
Издается под руководством Президиума РАН.
Выходит с января 1965 года 6 раз в год. «Наука» г. Москва.

Подписной индекс – 70336 по объединенному каталогу «Пресса России».

Журнал на самом высоком уровне пропагандирует достижения Российской и мировой науки в области космонавтики, астрономии и наук о Земле.

Адрес редакции журнала «Земля и Вселенная»:
117997, Москва, ул. Профсоюзная, 90, комн. 423
телефон: 8 (495) 276-77-28 доб. 42-31 или 42-32
e-mail: zevs@naukaran.com