Астрономическая неделя с 3 по 9 апреля 2017 года Астрономическая неделя с 3 по 9 апреля 2017 года
5.03.2017 17:50 | Александр Козловский

На данной неделе Уран закончит вечернюю видимость, а Нептун начнет утреннюю. Луна достигнет максимального склонении (+19,0 градусов) в фазе первой четверти, а долгопериодические переменные звезды R Стрельца, S Девы и U Ориона будут находиться близ максимума блеска (около 6m). 6 апреля Сатурн достигнет стояния с переходом от прямого движения к попятному, а на следующий день произойдет покрытие Луной (Ф= 0,84+) звезды Регул при видимости в акватории Тихого океана, Южной Америке и Антарктиде. В этот же день Юпитер достигнет противостояния с Солнцем, а Луна пройдет восходящий узел своей орбиты. Кроме этого, Луна в середине недели достигнет максимальной восточной либрации, а любительским телескопам всю неделю доступны несколько комет.

Солнце. Высота дневного светила над горизонтом на широте Москвы увеличится к концу недели до 43 градусов, а максимальная долгота дня на той же широте составляет 13 часов 40 минут. Видимый диаметр Солнца - 31,93 минут дуги, а движется оно по созвездию Рыб. Текущие данные о Солнце и вид его поверхности на данное время.

Луна. Естественный спутник Земли вступает в фазу первой четверти 3 апреля. Луна в своем движении по небесной сфере посетит созвездия Близнецов, Рака, Льва и Девы, изменяя фазу от 0,4+ до 1,0. Начало недели ночное светило проведет в созвездии Близнецов, посетив перед этим созвездие Ориона при фазе около 0,4+. В этот период Луна поднимается на наибольшую высоту над горизонтом. В созвездии Близнецов яркий лунный диск пробудет с 3 по 4 апреля, приняв здесь фазу первой четверти, а затем перейдет в созвездие Рака при фазе около 0,6+. Здесь лунный овал пробудет до 6 апреля, вступив в этот же день в созвездие Льва. Пройдя южнее Регула 7 апреля (покрытие звезды при видимости в южной части акватории Тихого океана, Южной Америке и Антарктиде) при фазе 0,84+ ночное светило продолжит движение по просторам созвездия Льва до 9 апреля, когда вступит в созвездие Девы (Ф= 0,95+). Фаза Луны на текущий момент. Фазы Луны на будущее.

Из планет Солнечной системы: Меркурий и Марс наблюдаются по вечерам, а Уран заканчивает вечернюю видимость. Юпитер виден всю ночь, а Венеру и Сатурн можно найти на утреннем небе. Подробные эфемериды планет даются в печатной версии Астрономического календаря на 2017 год .

Из комет хвостатая странница C/2015 V2 (Johnson) постепенно набирает блеск (около 8m), медленно двигаясь по созвездию Геркулеса. P/Tuttle-Giacobini-Kresak (41P) перемещается по созведию Дракона при блеске около 7m, являясь незаходящим светилом в средних и северных широтах. Комета Энке (около 9m) движется по созвездию Водолея при видимости в самых южных широтах страны. Lovejoy (C/2017 E4) поднимается к северу по созвездию Пегаса, и по некоторым оценкам превышает блеск 8m(!). C/2015 ER61 ( PanSTARRS ) движется по созвездиям Козерога и Водолея при блеске около 10m. По созвездию Водолея перемещается и комета C/2017 E1 ( Borisov ), но она имеет блеск слабее 11m. Карты путей комет и астероидов на месяц имеются в КН на апрель, а на другие периоды - в Астрономическом календаре на 2017 год. Подробные сведения о кометах недели и месяца (с картами и прогнозами блеска) приводятся на http://aerith.net/comet/weekly/current.html , а результаты наблюдений - на http://cometbase.net/ .

Среди астероидов самыми яркими являются Веста (7,6m) в созвездии Близнецов и Церера (9,0m) в созвездии Овна.

Из относительно ярких (до 9,0m фотографического блеска) долгопериодических переменных звезд (по данным AAVSO), наблюдаемых с территории нашей страны, максимума блеска достигнут: R Стрельца 7.3m - 5 апреля, S Девы 7.0m - 7 апреля, U Ориона 6.3m - 9 апреля, RS Весов 7.5m - 9 апреля, W Кита 7.6m - 9 апреля.

Некоторые близкие пары светил: Меркурий - Уран, Марс - Церера, Луна - Регул, Луна - Юпитер, Юпитер - Спика, Юпитер - тета Девы, Сатурн - тета Змееносца, Уран - мю Рыб, Нептун - лямбда Водолея, Веста - бета Близнецов, комета C/2015 V2 (Johnson) - тау Геркулеса, комета P/Tuttle-Giacobini-Kresak (41P) - альфа Дракона, Lovejoy (C/2017 E4) - бета Пегаса.

Обзор туманных небесных объектов месяца - в журнале Небосвод. Видеокалендарь на месяц http://www.youtube.com/user/AstroSmit и http://www.youtube.com/c/AstroMich .

Недельный обзор от журнала "Скай энд Телескоп", но нужно иметь ввиду, что картинки даются для 40 северной широты, а положение Луны и планет на 7 часов позднее относительно московского времени....

Это интересно! Предыдущее полное солнечное затмение имело место: 3 апреля - в 1829 году, 4 апреля - в 1372 году, 5 апреля - в 1856 году, 6 апреля - в 1894 году, 7 апреля - в 1540 году, 8 апреля - в 2005 году, 9 апреля - в 1567 году. Больше всего (за прошедшие две тысячи лет) полных затмений в эти дни было 3 апреля (8 затмений!), а меньше всего - 5 апреля (2 затмения). Your Guide to the 2017 Total Solar Eclipse

Самый полный и точный ресурс по затмениям и прохождениям http://www.eclipsewise.com/eclipse.html

Сведения о явлениях прошлого и будущего - в Астрономическом календаре - справочнике .

Меркурий. Планета движется в одном направлении с Солнцем по созвездию Овна. Продолжительность вечерней видимости Меркурия (лучшей в 2017 году) достигает полутора часов при элонгации 19 градусов в начале недели. Угловые размеры быстрой планеты составляют около 9 секунд дуги при блеске около +1m и фазе около 0,3. В телескоп виден небольшой серп без деталей, замываемый атмосферными потоками. Расстояние между Меркурием и Землей уменьшается от 0,86 до 0,69 а.е. Положения планеты во время всех элонгаций 2017 года имеются в Астрономическом календаре на 2017 год. Космические исследования - Мессенджер.

Венера. Планета движется попятно по созвездию Рыб. Угловое расстояние Венеры от Солнца увеличивается от 14 до 24 градусов к концу недели при двойной видимости планеты в северных широтах, и ее в этот период можно называть и Вечерней и Утренней звездой. Но для жителей средних и южных широт она уже окончательно стала Утренней звездой. Видимый диаметр планеты уменьшается за неделю от 57,5 до 52,7 угловых секунд (больше видимых размеров других планет), а блеск составляет -4,5m при фазе около 0,1. Серп Венеры легко заметен даже в бинокль, а в телескоп виден во всем великолепии! Расстояние между Землей и Венерой увеличивается за неделю до 0,32 а.е.. Космические исследования - Венера-Экспресс.

Марс. Загадочная планета перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Овна. Найти Марс можно над западным горизонтом в вечернее время в виде достаточно яркой звезды. Наблюдения в телескоп не представляют интереса из-за малого видимого диаметра планеты. Блеск планеты составляет +1,5m, а видимый диаметр около 4 секунд дуги. Расстояние между Марсом и Землей увеличивается до 2,28 а.е.. Космические исследования - MSL Curiosity.

Юпитер. Газовый гигант движется попятно по созвездию Девы (близ Спики). Юпитер наблюдается всю ночь, достигая противостояния 7 апреля. Угловой диаметр газового гиганта придерживается значения 44,2 секунд дуги при блеске -2,4m и расстоянии от Земли 4,46 а.е. (к концу недели).. В небольшой телескоп можно разглядеть полосы на диске планеты (параллельно экватору) и другие детали, а также покрытия спутников планетой, затмения и прохождения их перед планетой. В любительские телескопы средней силы можно будет наблюдать прохождение теней спутников по поверхности самой большой планеты Солнечной системы. Конфигурации четырех больших спутников Юпитера (цветной график + таблица явлений) имеются в КН на апрель. Космические исследования - Галилео.

Сатурн. Окольцованная планета перемещается попятно по созвездию Стрельца. Сатурн можно найти на утреннем небе у юго-восточного горизонта. Блеск планеты имеет значение +0,4m, а угловой диаметр - около 17 секунд дуги. В телескоп видно кольцо (при наклоне к наблюдателю под углом 26 градусов), а из спутников наиболее доступен Титан (8,0m). Расстояние от Земли до Сатурна уменьшается до 9,63 а.е.. Космические исследования - Кассини.

Уран. Планета (m= +5,9, d= 3,4 угл. сек) движется в одном направлении с Солнцем в созвездии Рыб (у границ с созвездием Кита и Овна) близ звезды мю Psc (4,8m). Уран заканчивает вечернюю видимость и появится на утреннем небе только в мае. Карта пути планеты в течение года. Для рассмотрения диска планеты в период видимости понадобится телескоп с увеличением от 80 крат (при идеальных условиях) и выше. Расстояние между Землей и Ураном составляет 20,93 а.е.. Космические исследования - Вояджер-2.

Нептун. Планета (m= +8,0, d= 2,3 угл. сек.) перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Водолея близ звезды лямбда Aqr (3,7m). Нептун начинает утреннюю видимость в средних широтах страны в конце недели. Карта пути планеты в течение года. Диск планеты различим в инструмент с увеличением от 100 крат (при идеальных условиях) и выше. Расстояние между Землей и Нептуном уменьшается за неделю до 30,73 а.е.. Космические исследования - Вояджер-2.

Плутон. Карликовая планета или плутоид (+14,5m) находится в созвездии Стрельца (близ трио звезд пи, омикрон и кси Sgr) на расстоянии 33,28 а.е. от Земли к концу недели. Для визуальных наблюдений Плутона необходим телескоп с диаметром объектива от 250 мм (в периоды наилучшей видимости) и прозрачное небо, а идеальное место для его наблюдений - в экваториальной области Земли. Космические исследования - Новые Горизонты .

Обзорные статьи о планетах и малых телах Солнечной системы - Небосвод 12 за 2008 год и 1 - 8 за 2009 год.

Дополнительно http://galspace.spb.ru (все о планетах) и http://astro.websib.ru (разнообразная справочная астроинформация)

Эфемериды некоторых астероидов недели на 0 часов всемирного времени (данные GUIDE 8.0)

Дата          a(2000.0)      d(2000.0)     r      delta   m  elon.   V      PA  сon.
Церера (1)
 4 Apr 2017   3h11m26.98s  +15.03784 deg  2.759   3.511  9.0  35.5  58.49  69.4 Ari
 7 Apr 2017   3h15m59.13s  +15.44774 deg  2.756   3.533  9.0  33.7  58.93  69.8 Ari
Веста (4)
 4 Apr 2017   7h40m35.05s  +26.00914 deg  2.446   2.092  7.6  98.3  27.22  99.2 Gem
 7 Apr 2017   7h43m04.98s  +25.92194 deg  2.443   2.127  7.7  95.9  29.62  99.6 Gem
Ирена (14)
 4 Apr 2017  10h03m36.89s  +26.70436 deg  2.173   1.409  9.8 128.0  10.55 191.7 Leo
 7 Apr 2017  10h03m37.43s  +26.48742 deg  2.171   1.433  9.8 125.3  12.05 174.2 Leo
Amphitrite (29)
 4 Apr 2017  10h35m06.88s  + 9.99142 deg  2.610   1.745  9.9 142.5  18.75 271.7 Leo
 7 Apr 2017  10h33m45.19s  + 9.99418 deg  2.613   1.772  9.9 139.2  15.82 268.3 Leo

a  прямое восхождение для эпохи 2000.0,  d - склонение для эпохи 2000.0,
r -  расстояние от Солнца (а.е.),  delta -  расстояние от Земли (а.е.),
m -  звездная величина, elon. - элонгация, V -  угловая скорость (секунд в час),
РА -  позиционный угол направления движения небесного тела, сon. -  созвездие

Избранные астрономические явления недели.

Время для явлений приводится московское =UT+3часа (всемирное время UT указывается отдельно). На сайте Сергея Гурьянова можно пользоваться веб-версией АК на 2017 год с общим обзором звездного неба и явлений апреля месяца. Сведения от других явлениях имеются в КН на апрель, Астрономическом календаре на 2017 год, Астрономическом календаре - справочнике, календаре Сalsky и в Альманахе .

03 апреля, 21 час 40 минут - Луна в фазе первой четверти.

04 апреля, вечер - Окончание видимости Урана.

05 апреля, вечер - Луна (Ф= 0,65+) близ рассеянного звездного скопления Ясли (М44).

06 апреля, 13 часов 16 минут (UT) - Луна (Ф= 0,79+) в максимальной восточной либрации.

07 апреля, 04 часа 30 минут (UT) - Покрытие Луной (Ф= 0,84+) звезды Регул (в России и СНГ - только сближение).

08 апреля, 00 часов 00 минут - Юпитер в противостоянии с Солнцем.

09 апреля, ночь - Долгопериодические переменные звезды S Девы и U Ориона близ максимума блеска (6m).

Дополнительно о явлениях и наблюдениях - на Астрофоруме, Старлаб, Метеовеб, Большая Вселенная и ДваСтрельца.

Вид звездного неба в течение недели в средних широтах (масштаб вида планет в телескоп соблюден, север вверху):

Вид юго-восточной и южной части полуночного неба 6 апреля в городах на широте Москвы.

Вид восточной и юго-восточной части неба за час до восхода Солнца 6 апреля в городах на широте Москвы.

Вид юго-западной и западной части неба через час после захода Солнца 6 апреля в городах на широте Москвы.

Источники: Календарь Наблюдателя N04 АстроКА; StarryNightBackyard 3.1 (описательная часть и вид неба), http://saros70.narod.ru/ (календарь), GUIDE 8.0 (положение астероидов и комет), http://aerith.net/comet/weekly/current.html (оперативные сведения о кометах), http://www.imo.net (метеоры), AAVSO (переменные звезды), http://www.astronet.ru/db/msg/1374768 (Астрономический календарь справочник от 1901 до 2100 года), http://www.calsky.com/ (он-лайн календарь), http://www.minorplanetcenter.net/ (каталог астероидов и комет, а также оперативная информация о новых небесных телах), http://asteroidoccultation.com/IndexAll.htm (покрытия звезд астероидами).

Публикации с ключевыми словами: астрономическая неделя - любительская астрономия - небо - невооруженным глазом