Календарь наблюдателя на ноябрь 2014 года Календарь наблюдателя на ноябрь 2014 года
21.11.2014 14:40 | Александр Козловский

Календарь наблюдателя на ноябрь 2014 года + карты путей комет и астероидов и покрытий - очередной выпуск ежемесячного периодического издания для любителей астрономии. В нем приводится информация о планетах, кометах, астероидах, переменных звездах и астрономических явлениях месяца. Подробно описываются явления в системе четырех больших спутников Юпитера. Имеются карты для поисков комет и астероидов. Чтобы всегда иметь при себе сведения о небесных телах и основных явлениях месяца, скачайте архивный файл КН и распечатайте его на принтере, либо просматривайте на вашем мобильном устройстве.

Обзорное путешествие по звездному небу ноября можно совершить вместе с журналом Небосвод за ноябрь 2008 года ( http://astronet.ru/db/msg/1236026 ).

Сведения о других астрономических явлениях года в Астрономическом календаре на 2014 год

ОБЗОР МЕСЯЦА

Избранные астрономические события месяца:

время московское = UT + 3 часа

1 ноября - Меркурий в утренней элонгации,
3 ноября  окончание видимости Сатурна,
4 ноября - Меркурий в соединении со звездой Спика,
4 ноября - покрытие Луной (Ф= 0,94) планеты Уран при видимости в Арктике (Гренландия,
Исландия, Шпицберген),
5 ноября - покрытие Луной (Ф= 0,98) звезды омикрон Рыб (4,3m),
5 ноября - долгопериодическая переменная звезда V Единорога близ максимума блеска
(6,0m виз.),
7 ноября - долгопериодическая переменная звезда R Рыб близ максимума блеска (7,0m
виз.),
8 ноября - Луна (Ф= 0,99) в звездном скоплении Гиады (на угловом расстоянии полградуса
севернее Альдебарана), 9 ноября - астероид Геба сближается с Землей до 1 а.е.,
10 ноября - долгопериодическая переменная звезда R Лебедя близ максимума блеска (6,1m
11 ноября - покрытие Луной (Ф= 0,76) звезды лямбда Близнецов (3,6m),
12 ноября - Марс проходит в 2 градусах севернее звезды сигма Стрельца (2,0m), 13
ноября - Венера проходит в полутора градусах южнее Сатурна,
14 ноября - покрытие Луной (Ф= 0,57) звезды альфа Рака (4,3m),
16 ноября - Нептун в стоянии с переходом к прямому движению,
16 ноября - астероид Геба в противостоянии с Солнцем,
17 ноября - Марс проходит в 2 градусах южнее звезды пи Стрельца (2,9m),
18 ноября - максимум действия метеорного потока Леониды,
18 ноября - Сатурн в соединении с Солнцем,
18 ноября - Меркурий проходит в 46 угловых минутах севернее звезды альфа Весов (2,7m),
20 ноября - долгопериодическая переменная звезда S Геркулеса близ максимума блеска
(6,4m виз.),
23 ноября - долгопериодическая переменная звезда V Гончих Псов близ максимума блеска
(6,2m виз.),
24 ноября - начало утренней видимости Сатурна (для средних широт),
24 ноября - окончание утренней видимости Меркурия (для средних широт),
26 ноября - Меркурий проходит в полутора градусах южнее планеты Сатурн,
28 ноября - долгопериодическая переменная звезда R Орла близ максимума блеска (5,5m
виз.),
30 ноября - покрытие Луной (Ф= 0,63) звезды 51 Рыб (5,9m).

Солнце, двигаясь по созвездию Весов, 23 ноября пересечет границу созвездия Скорпиона, а 29 ноября войдет в созвездие Змееносца. Склонение центрального светила к концу ноября достигает 21,5 градуса к югу от небесного экватора, поэтому продолжительность дня в северном полушарии Земли близка к минимальной. В начале месяца она составляет 9 часов 12 минуты, а к концу описываемого периода уменьшается до 7,5 часов, принимая значение всего на полчаса больше минимальной продолжительности. Эти данные справедливы для широты Москвы, где полуденная высота Солнца за месяц уменьшится с 19 до 12 градусов. Наблюдать центральное светило можно весь день, но нужно помнить, что визуальное изучение Солнца в телескоп или другие оптические приборы нужно обязательно (!!) проводить с применением солнечного фильтра (рекомендации по наблюдению Солнца можно найти в журнале Небосвод на http://astronet.ru/db/msg/1222232).

Луна начнет движение по ноябрьскому небу в созвездии Козерога при фазе, близкой к первой четверти (Ф= 0,56). В первые дни месяца она видна невысоко над горизонтом в вечернее и ночное время (до полуночи). Затем ночное светило поднимается все выше и все ярче освещает ночное небо, не оставляя шансов наблюдать слабые туманности и кометы в любительские телескопы. 2 ноября лунный овал посетит созвездие Водолея, где пройдет севернее Нептуна в 4 градусах при фазе 0,73. По созвездию Рыб Луна совершит трехдневное путешествие 3, 4 и 5 ноября, покрыв 4 ноября планету Уран, увеличив фазу до 0,94. Это событие смогут увидеть жители Исландии и северных районов Атлантики и Северного Ледовитого океана. Далее яркий лунный диск посетит южную часть созвездия Овна, и приняв здесь фазу полнолуния 7 ноября, перейдет в этот же день в созвездие Тельца, где пройдет южнее Плеяд и посетит Гиады уже при фазе 0,95. 10 ноября лунный овал посетит созвездие Ориона и выйдет на просторы созвездия Близнецов после полуночи 11 ноября при фазе 0,83. В этот период Луна поднимается над горизонтом на максимальную высоту и соответственно находится на небе максимально продолжительное время в текущем месяце. Покрыв (Ф= 0,76) в ночь с 11 на 12 ноября звезду лямбда Близнецов, ночное светило устремится к созвездию Рака, в котором пробудет с 12 по 14 ноября покрыв звезду альфа Рака (4,3m) при фазе 0,57. Фазу последней четверти естественный спутник Земли примет уже в созвездии Льва в конце дня 14 ноября, сблизившись с Юпитером. Пройдя южнее Регула, лунный полудиск посетит созвездие Секстанта, а затем вновь пройдется по территории Льва, снизив фазу до 0,3 16 ноября. На следующий день тающий лунный серп перейдет в созвездие Девы и будет виден по утрам, набирая высоту на светлеющем небе. 19 ноября стареющий месяц пройдет в 2 градусах севернее Спики при фазе 0,07, а 20 ноября перечет границу с созвездием Весов, где 21 ноября сблизится менее чем до градуса с Меркурием около звезды альфа Весов (2,7m). Приняв в этом созвездии фазу новолуния, Луна выйдет на вечернее небо, пройдя по созвездию Скорпиона, а затем посетит созвездие Змееносца, где будет находиться 23 и 24 ноября. Границу созвездия Стрельца молодой месяц пересечет при фазе 0,05, будет виден низко над горизонтом на фоне вечерней зари. День ото дня увеличивая фазу и высоту над горизонтом, лунный серп 26 ноября достигнет созвездия Козерога (Ф= 0,23), и пробудет здесь до конца дня 28 ноября, когда перейдет в созвездие Водолея и второй раз за месяц сблизится с Нептуном, приняв фазу первой четверти. 30 ноября лунный полудиск войдет в созвездие Рыб и закончит здесь свой путь по ноябрьскому небу при фазе 0,65.

Из больших планет Солнечной системы в ноябре будут наблюдаться все.

Меркурий перемещается по созвездию Девы близ Спики до 13 ноября, а затем перейдет в созвездие Весов, где пробудет до 29 ноября, прежде чем пересечет границу созвездия Скорпиона. Наблюдать Меркурий лучше всего в первую половину месяца, когда продолжительность его видимости составляет более часа на фоне утренней зари. В телескоп виден полудиск с видимыми размерами 7,0, фазой более 0,5 и блеском -0,5m. В первый день месяца планета достигнет утренней элонгации 18,7 градусов, а затем угловое расстояние ее от Солнца начнет уменьшаться и как следствие ухудшаться условия видимости. Ко времени окончания видимости в 20 числах месяца блеск Меркурия возрастет до -0,9m, а видимый диаметр уменьшится до 5 угловых секунд (фаза увеличится до 0,96). На вечернем небе быстрая планета появится в декабре.

Венера весь месяц имеет прямое движение, перемещаясь по созвездию Весов, 16 ноября переходя в созвездие Скорпиона, а 23 ноября - в созвездие Змееносца. Найти ближайшую к Земле планету на фоне вечерней зари можно будет лишь в конце месяца (лучше всего - на юге страны). Элонгация Вечерней Звезды к этому времени увеличится до 9 градусов и шансы найти планету в бинокль достаточно велики. Видимый диаметр планеты придерживается значения 9,9 при фазе около 1,0 и блеске -3,9m. В телескоп в конце месяца можно увидеть небольшой белый диск.

Марс перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Стрельца. Планета наблюдается вечерами с продолжительностью видимости около двух часов. Блеск планеты за месяц уменьшается от +0,9m до +1,0m, а видимый диаметр - от 5,5 до 5,1. Такие размеры не позволяют вести эффективные визуальные наблюдения поверхности планеты, т.к. детали на ее поверхности практически неразличимы. Юпитер перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Льва и к концу месяца сближаясь с Регулом (альфа Льва) до 7,5 градусов. Газовый гигант наблюдается большую часть ночи (в восточной и южной части неба), увеличивая продолжительность видимости за месяц от 7,5 до 10 часов. Видимый диаметр самой большой планеты Солнечной системы увеличивается от 36,4 до 39,8 при блеске -2,1m. Диск планеты различим даже в бинокль, а в небольшой телескоп на поверхности хорошо видны полосы и другие детали. Четыре больших спутника также видны уже в бинокль, а в телескоп можно наблюдать тени от спутников на диске планеты. Сведения о конфигурациях спутников - в данном КН.

Сатурн весь месяц находится в созвездии Весов (в 2,5 гр. южнее звезды гамма Весов с блеском 3,9m), перемещаясь в одном направлении с Солнцем. Наблюдать Сатурн можно будет в конце месяца, когда он появится в лучах утренней зари у юго-восточного горизонта. Блеск Сатурна составляет +0,6m при видимом диаметре около 15,5. В небольшой телескоп можно наблюдать детали поверхности, кольцо и спутник Титан. Видимые размеры кольца планеты составляют в среднем 34,4х13,7.

Уран (5,7m, 3,6.) перемещается попятно по созвездию Рыб (в 3 гр. южнее звезды дельта Psc с блеском 4,4m). Планета наблюдается почти всю ночь (около 11 часов). Уран, вращающийся на боку, легко обнаруживается при помощи бинокля и поисковых карт, а разглядеть диск Урана поможет телескоп от 80мм в диаметре с увеличением более 80 крат и прозрачное небо. При отсутствии засветки планета может быть найдена невооруженным глазом, а лучшие условия для этого будут во второй половине месяца близ новолуния. Спутники Урана имеют блеск слабее 13m.

Нептун (7,8m, 2,3) движется попятно по созвездию Водолея близ звезды сигма Aqr (4,8m) до 16 ноября, а затем меняет направление движения на прямое. Планета видна в вечернее и ночное время (в южной, а затем западной части неба) с продолжительностью видимости в средних широтах около 7 часов. Чем южнее будет пункт наблюдения, тем лучше условия наблюдений. Отыскать Нептун можно в бинокль с использованием звездных карт в КН на январь и Астрономическом календаре на 2014 год, а диск становится различим в телескоп от 100мм в диаметре с увеличением более 100 крат при прозрачном небе. Спутники Нептуна имеют блеск слабее 13m.

Из комет в ноябре в зависимости от местоположения пункта наблюдения на территории нашей страны можно будет наблюдать две небесные странницы блеском до 11m. Обе кометы можно попытаться отыскать в вечернее время. Хвостатая гостья Oukaimeden (C/2013 V5) перемещается на северо-восток по созвездию Весов с блеском около 10m, и наиболее доступна жителям южных широт. Комета Siding Spring (C/2013 A1) поднимается к северу по созвездиям Змееносца и Змеи при блеске слабее 10m. 16 ноября она покроет звезду омикрон Змеи с блеском 4,2m.Самая яркая комета месяца PANSTARRS (C/2012 K1) уходит все дальше на юг, и доступна лишь жителям южных широт. Подробные сведения о других кометах месяца (с картами и прогнозами блеска) имеются на http://aerith.net/comet/weekly/current.html , а результаты наблюдений - на http://cometbase.net/ .

Среди астероидов самыми яркими в ноябре будут Веста (7,8m) и Геба (8,0m). Веста движется в одном направлении с Солнцем по созвездию Змееносца, 26 декабря переходя в созвездие Стрельца. Наблюдается она в вечернее время выше и левее Антареса (альфа Скорпиона), но условия видимости ее с каждым днем ухудшаются. Геба весь месяц находится в созвездии Эридана (близ звезды дельта Eri с блеском 3,5m), перемещаясь с востока на запад и вступая в противостояние с Солнцем 16 ноября. В последнем месяце осени это самый удобный для наблюдения астероид. Карты путей астероидов даны в приложении к КН (файл mapkn112014.pdf). Сведения о покрытиях звезд астероидами на http://asteroidoccultation.com/IndexAll.htm .

Из относительно ярких (до 9m фот.) долгопериодических переменных звезд (наблюдаемых с территории России и СНГ) максимума блеска в этом месяце по данным AAVSO достигнут: X GEM 8,2m (4 ноября), V MON 7,0m (5 ноября), S PYX 9,0m (6 ноября), R PSC 8,2m (7 ноября), V OPH 7,5m (8 ноября), R CYG 7,5m (10 ноября), T CAS 7,9m (11 ноября), Z PUP 8,1m (11 ноября), W AQR 8,9m (13 ноября), V CRB 7,5m (13 ноября), V PEG 8,7m (13 ноября), X AUR 8,6m (13 ноября), T AND 8,5m (15 ноября), T ERI 8,0m (19 ноября), S HER 7,6m (20 ноября), V CVN 6,8m (23 ноября), SV AND 8,7m (26 ноября), T HER 8,0m (26 ноября), S CET 8,2m (27 ноября), R AQL 6,1m (28 ноября). Больше сведений на http://www.aavso.org/ .

Среди основных метеорных потоков максимума 12 ноября наступит максимум Северных Таурид из созвездия Тельца (часовое число 5), а 18 ноября максимума действия достигнут Леониды (главный поток месяца). Часовое число его составляет около 15 метеоров. 21 ноября в 22 часа 25 минут UT наступит максимум альфа-Моноцеротид из созвездия Единорога (часовое число переменное +5). Близкое новолуние позволит провести эффективные наблюдения Леонид и альфа-Моноцеротид. Кроме этого, еще активны Южные Тауриды, максимум которых был в октябре, и Ориониды с максимумом, имевшим место также в октябре. Набирают активность Моноцеротиды из созвездия Единорога, достигающие максимума уже в декабре. Подробнее на http://www.imo.net .

Оперативные сведения о небесных телах и явлениях имеются, например, на http://vk.com/astro.nomy и на форуме Старлаб http://www.starlab.ru/forumdisplay.php?f=58 .

Календарь наблюдателя на ноябрь 2014 года