Фото с http://www.liveinternet.ru/ Календарь наблюдателя на февраль 2014 года
24.01.2014 16:29 | Александр Козловский

Календарь наблюдателя на февраль 2014 года - очередной выпуск ежемесячного периодического издания для любителей астрономии. В нем приводится информация о планетах, кометах, астероидах, переменных звездах и астрономических явлениях месяца. Подробно описываются явления в системе четырех больших спутников Юпитера. Имеются карты для поисков комет и астероидов. Чтобы всегда иметь при себе сведения о небесных телах и основных явлениях месяца, скачайте архивный файл КН и распечатайте его на принтере, либо просматривайте на вашем мобильном устройстве.

Сведения о других астрономических явлениях года в Астрономическом календаре на 2014 год

ОБЗОР МЕСЯЦА

Избранные астрономические события месяца:

время московское = UT + 4 часа

2 февраля - покрытие звезды HIP 48004 (8,4m) из созвездия Секстанта астероидом (1346)
Gotha при видимости на Юге Европейской части России
2 февраля - покрытие звезды TYC 2900-00045-1 (8,4m) из созвездия  Возничего астероидом
(1049) Gotho при видимости в Европейской части России
3 февраля - покрытие звезды HIP 53273 (5,5m) из созвездия Льва астероидом (4975)
Dohmoto при видимости на Юге Европейской части России
4 февраля - Марс проходит севернее Спики
4 февраля - Меркурий проходит севернее Нептуна
7 февраля - покрытие звезды TYC 1944-01849-1 (8,5m) из созвездия Рака астероидом
(1089) Tama при видимости на Камчатке и в Приморье
7 февраля - Меркурий в стоянии и меняет движение с прямого на попятное
7 февраля - Луна при фазе 0,59 проходит южнее звездного скопления Плеяды
8 февраля - Луна при фазе 0,66 проходит по звездному скоплению Гиады.
9 февраля - покрытие Луной при фазе 0,77 звезды 119 Тельца (4,4m)
11 февраля - покрытие звезды TYC 3399-01065-1 (9,4m) из созвездия Рыси астероидом
(626) Notburga при видимости на Дальнем Востоке
12 февраля - покрытие Луной при фазе 0,91 звезды лямбда Близнецов (3,6m)
13 февраля - окончание вечерней видимости Меркурия в средних широтах
15 февраля - окончание вечерней видимости Нептуна в средних широтах
15 февраля - Меркурий в нижнем соединении с Солнцем
19 февраля - начало утренней видимости Меркурия в средних широтах
21 февраля - покрытие Луной (Ф= 0,59) Сатурна (видимость в Африке, акватории Индийского
океана, Австралии
23 февраля - Нептун в соединении с Солнцем
25 февраля - долгопериодическая переменная звезда R Водолея достигает максимального
блеска 6,5m
26 февраля - покрытие Луной (Ф= 0,14) Венеры (видимость в Африке, акватории Индийского
океана, Юго-Восточной Азии)
28 февраля - Меркурий в стоянии и меняет попятное движение на прямое

Солнце движется по созвездию Козерога до 16 февраля, а затем переходит в созвездие Водолея. Склонение центрального светила постепенно растет, а продолжительность дня быстро увеличивается, достигая к концу месяца 10 часов 38 минут на широте Москвы. Полуденная высота Солнца за месяц на этой широте увеличится с 17 до 26 градусов. Наблюдения пятен и других образований на поверхности дневного светила можно проводить практически в любой телескоп или бинокль и даже невооруженным глазом (если пятна достаточно крупные), но обязательно с применением солнечного фильтра.

Луна начнет движение по февральскому небу при фазе 0,01 в созвездии Козерога. 1 февраля тонкий серп украсит вечернее небо близ Меркурия, затем перейдет в созвездие Водолея, у уже 2 февраля начнет трехдневный путь по созвездию Рыб, где 3 февраля сблизится с Ураном при фазе 0,22. 6 февраля в созвездии Овна Луна примет фазу первой четверти, а 7 февраля достигнет созвездия Тельца, где на следующий день пройдет по Гиадам при фазе 0,66, покрыв при этом три звезды - дельта 1, 2 и 3 Tau. 10 февраля лунный овал (Ф= 0,84) посетит созвездие Ориона, а около полуночи 11 февраля достигнет Близнецов, где сблизится с Юпитером 12 февраля. В созвездии Рака яркий лунный диск побывает 13 и 14 февраля, а затем выйдет на просторы созвездия Льва, где близ Регула примет фазу полнолуния, после чего традиционно посетит на день созвездие Секстанта. 17 февраля яркая Луна перейдет в созвездие Девы, где около полуночи 20 февраля при фазе 0,77 сблизится с Марсом и Спикой. В созвездии Весов лунный овал пробудет 21 и 22 февраля. Здесь Луна при фазе 0,59 сблизится с Сатурном, а в южных широтах произойдет покрытие окольцованной планеты. Ближе к полуночи 23 февраля в созвездии Скорпиона наступит фаза последней четверти, а затем лунный полудиск перейдет в созвездие Змееносца до полудня 24 февраля, когда достигнет созвездия Стрельца, уменьшив фазу до 0,33. В этом созвездии 26 февраля тающий серп покроет Венеру с видимостью в южных широтах, и в этот же день перейдет в созвездие Козерога. Здесь тонкий серп 27 февраля при фазе 0,03 сблизится с Меркурием, а на следующий день вступит в созвездие Водолея и закончит свой путь по февральскому небу близ Нептуна при фазе 0,01.

Из больших планет Солнечной системы в феврале будут наблюдаться все.

Меркурий первую половину месяца находится в созвездии Водолея, близ границы с созвездием Козерога, в которое переходит при попятном движении 14 февраля. Здесь планета пробудет до 22 февраля, а затем до конца месяца перейдет во владения Водолея. В начале месяца Меркурий виден около часа на фоне вечерней зари, к середине февраля скрываясь в лучах заходящего Солнца. 15 февраля быстрая планета достигнет нижнего соединения с Солнцем и перейдет на утреннее небо, но возможность найти Меркурий на фоне утренней зари появится только к концу месяца. В телескоп в начале месяца можно наблюдать полудиск с угловыми размерами 7 секунд дуги и блеском -0,5m, а затем блеск и фаза будут быстро уменьшаться, но видимый диаметр к соединению возрастет до 10,5. После соединения Меркурий будет уменьшаться в видимых размерах, но блеск и фаза будут увеличиваться достигая, соответственно, +1,0m и 0,25 к концу месяца. В телескоп в этот период можно видеть серп с размерами 9.

Венеравесь месяц находится в созвездии Стрельца (близ трио звезд пи, омикрон и кси Sgr с блеском около 3m), имея прямое движение. Наблюдать ближайшую к Земле планету можно в утренних сумерках около двух часов. Но, благодаря большой яркости, Венеру достаточно легко найти и на дневном небе, причем невооруженным глазом. Лучшие условия для этого будут в первой половине дня. Благодаря возрастающей за месяц (от 29 до 44 градусов) элонгации поиск планеты на дневном небе облегчается, а прохождение близ нее Луны 26 февраля создает идеальный ориентир для обнаружения Венеры. Лучшим временем для этого будет 9 часов по московскому времени, когда Луна пройдет в полградусе южнее Утренней Звезды. В южных широтах в это время произойдет покрытие Венеры Луной. Видимый диаметр планеты за месяц уменьшается ль 51 до 33 при фазе 0,13 - 0,38 и блеске, придерживающемся значения -4,6m. В бинокль или телескоп виден уменьшающийся в размерах и утолщающийся день ото дня белый серп, а зоркие люди смогут различить его даже невооруженным глазом (с применением нейтрального фильтра и в начале месяца).

Марс движется в одном направлении с Солнцем по созвездию Девы севернее звезды Спика (1,0m). Планета наблюдается ночью и утром в восточной и южной части неба, постепенно увеличивая видимость до 8 часов, поднимаясь на максимальную высоту над горизонтом 26 градусов (на широте Москвы). Блеск планеты за месяц увеличивается от +0,3m до -0,4m, а видимый диаметр превышает от 9 до 11,5. Такие размеры уже позволяют вести достаточно эффективные визуальные наблюдения поверхности планеты даже в небольшой телескоп. Телескопы средней силы и крупные любительские телескопы позволят рассмотреть Марс более подробно, а фотографические методы покажут все разнообразие деталей загадочной планеты.

Юпитер перемещается попятно по созвездию Близнецов между звездами дзета Gem (4,0m) и эпсилон Gem (3,0m). Газовый гигант виден большую часть темного времени суток, поднимаясь в первую половину ночи высоко над южным горизонтом. Вечером он виден на юго-востоке, а утром на северо-западе. Продолжительность видимости Юпитера за месяц уменьшается от 13 до 10 часов, тем не менее, лучший период его видимости за весь 12-летний цикл продолжается. Видимый диаметр самой большой планеты Солнечной системы уменьшается с 45 до 42 при снижающемся блеске от -2,5m до -2,3m. Диск планеты различим даже в бинокль, а в небольшой телескоп на поверхности хорошо видны полосы и другие детали. 4 больших спутника также видны уже в бинокль, а в телескоп можно наблюдать тени от спутников на диске планеты. Сведения о конфигурация этих спутников приводятся в данном КН.

Сатурн весь месяц находится в созвездии Весов близ звезды гамма Lib блеском 3,9m. Окольцованная планета движется вслед за Солнцем, а наблюдать ее можно на утреннем небе при увеличивающейся продолжительности видимости от пяти до шести часов. 21 февраля планета покроется Луной с видимостью в Африке и Австралии. Блеск Сатурна составляет +0,5m при видимом диаметре около 17. В небольшой телескоп можно наблюдать детали поверхности, кольцо и спутник Титан. Видимые размеры кольца планеты составляют 38х15.

Уран (6,0m, 3,5.) перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Рыб у границы с созвездием Кита. Планету можно наблюдать в течение 5 - 2 часов на вечернем небе. Найти Уран можно даже невооруженным глазом, но такие благоприятные условия будут близ новолуния в начале и конце месяца. В любую же ночь месяца планета, вращающаяся на боку, легко обнаруживается при помощи бинокля и поисковых карт, а разглядеть диск Урана поможет телескоп от 80мм в диаметре с увеличением более 80 крат и прозрачное небо. Спутники Урана имеют блеск слабее 13m.

Нептун (8,0m, 2,3) движется в одном направлении с Солнцем по созвездию Водолея близ звезды сигма Aqr (4,8m). Планета видна в начале месяца около полутора часов (в средних широтах) на вечернем небе, а к середине февраля скрывается от взоров наблюдателей в светлых сумерках. Отыскать Нептун можно в бинокль с использованием звездных карт, а диск станет различим в телескоп от 100мм в диаметре с увеличением более 100 крат при прозрачном небе. Спутники Нептуна имеют блеск слабее 13m. Карты путей далеких планет имеются в КН на январь и Астрономическом календаре на 2014 год.

Из комет в феврале можно будет наблюдать, по крайней мере, четыре небесных странницы. Lovejoy (C/2013 R1) при снижающемся блеске около 10m перемещается по созвездиям Змееносца и Змеи. P/Brewington (154P) при снижающемся блеске около 11m перемещается по созвездиям Рыб и Треугольника. LINEAR (C/2012 X1) при блеске около 8,5m перемещается по созвездиям Змееносца, Змеи и Орла. PANSTARRS (C/2012 K1) при растущем блеске около 11m перемещается по созвездию Геркулеса.

Среди астероидов самыми яркими в феврале будут Церера (7,8m), Паллада (7,0m) и Веста (6,7m). Церера и Веста движутся по созвездию Девы, а Паллада - по созвездиям Гидры и Секстанта.

Из относительно ярких (до 9m фот.) долгопериодических переменных звезд (наблюдаемых с территории России и СНГ) максимума блеска в этом месяце по данным AAVSO достигнут: SV AND 8,7m - 1 февраля, T AND 8,5m - 3 февраля, W LYR 7,9m - 6 февраля, T CEN 5,5m - 7 февраля, T COL 7,5m - 10 февраля, Z DEL 8,8m - 12 февраля, R FOR 8,9m - 12 февраля, U CET 7,5m - 12 февраля, R PER 8,7m - 18 февраля, V GEM 8,5m - 23 февраля, RZ SCO 8,8m - 23 февраля, R AQR 6,5 - 25 февраля, RS VIR 8,1m - 25 февраля, X HYA 8,4m - 25 февраля, T GRU 8,6m - 25 февраля, U VIR 8,2m - 28 февраля.

Среди основных метеорных потоков максимума 8 февраля достигнут альфа-Центауриды с часовым числом 6 метеоров, но этот поток хорошо видим только в южном полушарии Земли.

Оперативные сведения о небесных телах и явлениях имеются, например, на http://astroalert.ka-dar.ru и на форуме Старлаб http://www.starlab.ru/forumdisplay.php?f=58 .

Календарь наблюдателя на февраль 2014 года