Аннотации основных статей журнала "Земля и Вселенная" №4, 2013г. Аннотации основных статей журнала "Земля и Вселенная" №4, 2013г.
19.08.2013 4:47 | В. И. Щивьев/Редакция журнала ЗиВ

"Месторождения – порождение круговорота вещества в тектоносфере". Доктор физико-математических наук М.В. Родкин (Институт теории прогноза землетрясений и математической геофизики РАН), А.Р. Шатахцян (Геофизический центр РАН).

В геофизике сейсмология – наиболее разработанный пример неравновесной динамики геологических систем. Статистика землетрясений описывается законом Гутенберга Рихтера, который отвечает степенной зависимости числа землетрясений от их энергии. Но такой закон распределения свойственен не только землетрясениям. Несмотря на кажущееся резкое отличие мгновенно развивающихся землетрясений от почти вечных рудных месторождений, многие статистические закономерности месторождений и землетрясений очень похожи. Поэтому неудивительно, что методологические приемы, разработанные в сейсмологии, оказались плодотворными и при исследовании рудных месторождений.

Адаптивная оптика для астрономических наблюдений. Доктор физико-математических наук В.П. Лукин (Институт оптики атмосферы им. В.Е. Зуева СО РАН, Томск).

Большинство знаний о строении Вселенной человек получил, применяя для наблюдений астрономические оптические инструменты. Можно считать, что новая эра в познании Вселенной началась в 1610 г. с наблюдений Г. Галилея, использовавшего свой первый телескоп. Следующие четыре столетия астрономическая техника непрерывно совершенствовалась, но особенно стремительно это происходило во второй половине XX в. (Земля и Вселенная, 2009, 1). Более современные инструменты и средства наблюдения позволили достичь поразительных успехов в астрономии, это привело к революционным изменениям наших представлений о Вселенной. Были сделаны важные открытия в области звездной и внегалактической астрономии: обнаружены протопланетные диски и планетные системы у близких к нам звезд; найдены убедительные признаки существования массивных черных дыр в ядрах многих галактик, включая нашу; установлен возраст квазаров и удаленных галактик. Строительство мощных оптических телескопов нового поколения с главным зеркалом диаметром 8–10 м привело к быстрому росту общей собирающей площади телескопов. Переход на новый уровень астрономических исследований потребовал специальных оптико-электронных приборов систем адаптивной оптики. Главная задача систем адаптивной оптики коррекция атмосферных искажений и повышение разрешающей способности телескопов, улучшение качества формируемых изображений небесных объектов.

Температурный и оптический режим атмосферы Земли. Кандидат физико-математических наук О.С. Угольников (ИКИ РАН).

Эра изучения Вселенной с помощью космических обсерваторий началась несколько десятилетий назад (Земля и Вселенная, 2009, 1). Но и сейчас подавляющее большинство астрономических наблюдений проводится с поверхности нашей планеты. Относится это не только к любительским телескопам, но и к исследованиям на передовом фронте астрономической науки. За последние десятилетия в строй было введено несколько 5–10-м наземных оптических телескопов, еще больше проектов находятся в стадии разработки (Земля и Вселенная, 2004, 2).

Борис Николаевич Петров (к 100-летию со дня рождения). Доктор технических наук В.Ю. Рутковский (Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН).

Советский ученый в области автоматического управления, Герой Социалистического Труда, академик Борис Николаевич Петров родился 11 марта 1913 г. в Смоленске. Его мать, Вера Владимировна, работала врачом, отец, Николай Георгиевич, бухгалтером.
          В 1930 г. Борис Николаевич окончил школу и сделал попытку поступить в Московский энергетический институт, но у него даже не приняли документы, так как он был из семьи служащих. В приемной комиссии ему посоветовали несколько лет поработать на производстве, а затем уже поступать в институт. Последовав совету, Борис до осени работал счетоводом в колхозе. В сентябре он уехал в Москву и поступил в фабрично-заводское училище при заводе им. С. Орджоникидзе, после его окончания начал работать токарем на этом же заводе. Однако юношу тянуло к учебе. Еще мальчиком он предпочитал чтение детским играм, любил книги о путешествиях, приключениях, увлекался рисованием.

Всеволод Сергеевич Троицкий (к 100-летию со дня рождения). Доктор физико-математических наук А.Г. Кисляков, кандидат физико-математических наук В.Д. Кротиков (НИРФИ).

Выдающийся ученый, один из основателей отечественной радиоастрономии, профессор, член-корреспондент АН СССР, доктор физико-математических наук Всеволод Сергеевич Троицкий родился 25 марта 1913 г. в селе Михайловском Тульской губернии. В 1918 г. семья переехала в Нижегородскую губернию село Зелецино, недалеко от г. Кстово. Отца семьи, Сергея Михайловича, назначили директором Зелецинского паточного завода, мать Варвара Андриановна стала там же работать мастером. В 1920 г. отец В.С. Троицкого умер от тифа.
          В 1925 г. семья переезжает в Горький, где прошла вся дальнейшая жизнь Всеволода Сергеевича. Здесь в 1930 г. он окончил школу-девятилетку, в 1932 г. техникум связи. С 1932 г. по 1936 г. работал в Центральной военно-индустриальной радиолаборатории в должности сначала лаборанта, затем инженера. В 1936 г. он поступил на физико-математический факультет Горьковского госуниверситета и в 1941 г. окончил его с отличием.

Наблюдаемые проявления эволюции звезд. Доктор физико-математических наук И.И. Романюк, кандидат физико-математических наук О.Н. Шолухова.

За последние 10–15 лет были сделаны важнейшие открытия, кардинальным образом отразившиеся на наших представлениях об устройстве мира. На этом фоне, казалось бы, не совсем актуально изучать достаточно хорошо разработанную классическую теорию звездной эволюции. Но далеко не на все вопросы, возникающие при анализе очень сложного процесса формирования и эволюции звезд, есть ответы. Современные методы астрофизики позволяют обнаруживать звезды с экстремальными свойствами (ультраяркой светимостью, сверхсильными магнитными полями, сверхбыстрой переменностью и т.п.), которые не вытекают из общей теории звездной эволюции, а являются, по-видимому, следствием формирования конкретной звезды в особых условиях. Поэтому астрофизики решают еще и фундаментальную научную задачу: с помощью наблюдений проверить справедливость известных нам законов физики в экстремальных космических условиях.

Биосфера как глобальный организм (к 150-летию В.И. Вернадского). Р.К. Баландин.

В.И. Вернадский не ограничивался частными научными проблемами, например, структурой кристаллов или химическим составом живого вещества. Об этом говорят названия наук, прославивших его имя: геохимия, радиогеология, биогеохимия, генетическая минералогия. Великим его достижением стало учение о биосфере – синтез наук о Земле.
          Владимир Иванович стремился изучать природу как единое целое. Он остался в стороне от главного направления науки XX в. – специализации. Даже кое в чем вернулся назад, во время, когда было принято испытывать натуру, проникать мыслью в сущность естества (вспомним Канта, Ломоносова, Бюффона, Кювье, Гумбольдта). Он совмещал теоретические труды с практической деятельностью: организацией русской науки, изучением России.

Астрономические праздники в парке Сокольники. Ю.В. Соломонов, О.Ю. Париченко.

На рубеже 19501960-х гг. в парках Москвы в летнее время работали астрономические пункты, где дежурили сотрудники Московского планетария и кружковцы Дворцов пионеров. На эти площадки выносили небольшие астрономические инструменты, в которые все желающие могли посмотреть на Луну и планеты. В 1970-е гг. на базе этих пунктов появились народные обсерватории. Одна из них расположилась недалеко от главного входа в Центральный парк культуры и отдыха Сокольники. В ней размещался 135-мм телескоп-рефрактор фирмы Цейс, который проработал до середины 1990-х гг. и впоследствии таинственно исчез, а павильон стал использоваться как склад.
          25 октября 2012 г. в городском парке Сокольники состоялось тожественное открытие реконструированной обсерватории. Директор парка Александр Витальевич Лапшин и известный российский астроном и исследователь метеоритов Игорь Тимофеевич Зоткин перерезали красную ленточку. На открытии также присутствовали известные астрономы и популяризаторы Ирина Константиновна Лапина, профессор Анатолий Владимирович Засов, представители ИПМ им. М.В. Келдыша РАН. Этого дня ждали давно. С весны 2012 г. энтузиасты под руководством астронома-любителя Рустама Бекбулатова провели косметический ремонт башни и установили достаточно крупный любительски телескоп фирмы МИД, развернули небольшой мобильный планетарий. Телескоп построен по системе Шмидта Кассегрена, диаметр входящего отверстия 400 мм, он закреплен на роботизированной монтировке МАХ. Кроме него на монтировке укреплен небольшой 100-мм солнечный телескоп Коронадо. Вскоре на базе обсерватории было создано астрономическое общество, объединившее любителей астрономии, которые каждые выходные при ясной погоде организуют наблюдения звездного неба. Для этого выставляются переносные инструменты, да и сами любители астрономии привозят свои телескопы. Недавно общество обрело название Земляне и в скором времени получит официальный статус.

Опыт тестирования любительской астрономической оптики. Е.В. Давыдовский, О.Л. Сулимова (Брянск).

Современная астрономия интересная, динамично развивающаяся наука, одна из ключевых среди отраслей естествознания. Она несет огромный мировоззренческий потенциал и привлекает любителей во всех уголках мира. Однако плодотворное приобщение к тайнам науки о Вселенной предполагает определенный уровень оснащенности средствами наблюдений, в первую очередь телескопами. Несмотря на то, что астрономическая оптика на отечественном рынке за последние годы стала значительно доступнее и ассортимент ее многократно расширился, проблема не перестает оставаться актуальной для любителей астрономии с любым стажем. Выпущена также обширная литература, есть журнальные публикации (например, в Земле и Вселенной, 2009, 3). Вместе с тем новички не всегда имеют четкие представления об особенностях различных оптических схем, методах работы с инструментом и небесных объектах, доступных наблюдениям с той или иной апертурой. Предлагаемая статья адресована, прежде всего, начинающим любителям, стоящим перед проблемой выбора своего первого телескопа. Авторы на протяжении нескольких лет испытывали отечественную и зарубежную оптику. Все описанные инструменты оказались у авторов случайно, без предварительного отбора.

Небесный календарь: сентябрь–октябрь 2013 г.. В.И. Щивьёв (г. Железнодорожный, Московская обл.).

Читайте в журнале Земля и Вселенная №5 2013 г.:

БОГАЧЁВ С.А., КИРИЧЕНКО А.С. Солнечные вспышки
ГЕРАСЮТИН С.А. Полеты автоматических межпланетных станций
ЛЮДИ НАУКИ
САПОЖНИКОВ И.Н. Виктор Иванович Кузнецов (к 100-летию со дня рождения)
ВАРТБАРОНОВ Р.А., ЖДАНЬКО И.М., ХОМЕНКО М.Н. Владимир Иванович Яздовский (к 100-летию со дня рождения)
ОБСЕРВАТОРИИ, ИНСТИТУТЫ
КОРОТЕЕВ А.С., ГАФАРОВ А.А., АКИМОВ В.Н. От РНИИ до центра Келдыша
СИМПОЗИУМЫ, КОНФЕРЕНЦИИ, СЪЕЗДЫ
ЛАВРОВА О.Ю., МИТЯГИНА М.И. Юбилейная конференция Современные проблемы дистанционного зондирования Земли из космоса
ИСТОРИЯ НАУКИ
КЛОЧКОВА В.Г., ПАНЧУК В.Е., ЯКШИНА Т.А. Оптические телескопы в истории отечественной астрономии
ПЛАНЕТАРИИ
КИСЛИЦЫНА М.А., ЖБАННИКОВА Т.В. Кировский планетарий
ЛЮБИТЕЛЬСКАЯ АСТРОНОМИЯ
Щивьёв В.И. Небесный календарь: ноябрь–декабрь 2013 г.

Журнал "Земля и Вселенная"

Научно-популярный журнал Российской академии наук. Издается под руководством Президиума РАН.
Выходит с января 1965 года 6 раз в год. "Наука" г. Москва.

Подписной индекс - 70336 по объединенному каталогу "Пресса России".

Журнал на самом высоком уровне пропагандирует достижения Российской и мировой науки в области космонавтики, астрономии и наук о Земле.

Адрес редакции журнала "Земля и Вселенная"