На первую страницу kin

вернуться к введению

Введение

Звёздная динамика

Звёздная динамика изучает распределения масс в звёздных системах, законы массовых движений звёзд под действием их взаимного притяжения и, в конечном счёте, эволюцию звёздных систем вследствие движений звёзд. Гравитационное поле, управляющее движением звёзд в звёздных системах, создается совокупностью самих звёзд, поэтому его можно рассматривать как сумму регулярного поля, создаваемого системой в целом, и иррегулярного, создаваемого силами, возникающими при сближениях звёзд. Иррегулярные силы носят случайный характер. Чем больше тел в звёздной системе, тем большую роль в её динамике играют регулярные силы и тем меньше роль иррегулярных сил.

Главенствующая роль регулярных сил подразумевает, что звёздные системы стационарны, хотя это далеко не так, поскольку в результате непрерывно происходящих релаксационных процессов внутри систем некоторые звёзды с неизбежностью приобретают высокие скорости и покидают систему, тогда как другие, уменьшая свою кинетическую энергию, больше скучиваются к центру. В итоге происходит перераспределение масс, что в свою очередь приводит к изменению движений звёзд. К нестационарности приводит также и то, что все звёздные системы (скопления, ассоциации, галактики) не являются полностью изолированными и взаимодействуют друг с другом. В частности, многочисленные работы последних лет свидетельствуют, что даже наша Галактика постоянно увеличивает свою массу за счёт аккреции межзвёздного газа, отдельных звёзд и шаровых скоплений из разрушаемых ее приливными силами карликовых галактик-спутников. Однако все эти изменения происходят довольно медленно, и мы имеем право рассматривать систему в первом приближении как находящуюся в квазистационарном состоянии. Решение стационарных задач является закономерным этапом для перехода к решению нестационарных задач, поэтому для выполнения основной задачи звёздной динамики - установлению законов эволюции звёздных систем - необходимо построение теоретических моделей звёздных систем для разных стадий их эволюции. В теоретической модели должны быть полностью согласованы взаимно влияющие друг на друга пространственное распределение звёзд и их движения.

Публикации с ключевыми словами: звездная астрономия