120 лет со дня рождения Фесенкова В.Г. 120 лет со дня рождения Фесенкова В.Г.
14.01.2009 13:42 | Astronet

Фесенков Владимир Григорьевич – родился в Новочеркасске 13 января 1889 г. В 1911 г. окончил Харьковский университет. В 1912-1914 гг. учился в Парижском университете, работал в качестве стажера в обсерваториях Парижа и Ниццы. С 1915 по 1920 преподавал в Харьковском университете, а затем – в политехническом и педагогическом институтах в Новочеркасске. В 1923 г. организовал в Москве Астрофизический институт и возглавил его до 1930 г., когда начал работать в Московском университете, в Государственном астрономическом ин-те им. Штернберга, с 1933 г. – профессор, в 1936-1939 гг. – директор института. В 1942 г. организовал Институт астрономии и физики при Казахском филиале АН СССР, руководил им до 1964 г.

Участвовал в экспедициях для наблюдения солнечных затмений 1914 г. (Геническ), 1927 г. (Мальбергет, Швеция, 1936 г. (Кустанай), 1941 г.(Алма-Ата).

В.Г. Фесенков один из основоположников отечественной астрофизики, автор 650 научных трудов, в том числе 17 учебников, монографий, брошюр.Итоги его научной деятельности многообразны. Впервые (1914) произвел фотометрическое исследование зодиакального света с помощью сконструированного им фотометра и сделал вывод о о распределении межпланетной пыли. Показал, что материя, обусловливающая зодиакальный свет, – продукт дезагрегации комет и частично астероидов. Составил каталог звездных величин и колор-индексов 1290 звезд до 9-й звездной величины. Получил (1940) статистическую зависимость цветового эквивалента от галактической широты и спектрального класса звезды. В 1919-1922 гг. исследовал проблему происхождения Солнечной системы с учетом свойств околосолнечного кометного облака и особенностей химического состава метеоритов. Согласно его гипотезе, Солнце и планеты образовались одновременно из газово-пылевой туманности в едином процессе развития. Разработал вопросы об образовании органического вещества во Вселенной. Обосновал вывод о невозможности существования высших форм растительности на Марсе и других планетах. Основываясь на явлении поляризации, предложил оптические методы зондирования верхних слоев атмосферы. Показал, что экваториальное ускорение Солнца может быть следствием его гравитационного сжатия. Обнаружил (1914) зависимость степень поляризации солнечной короны от позиционного угла, что подтверждало несостоятельность сферической симметрии модели солнечной короны. Вывел значение общей массы пылевой материи Галактики, равное 108 массам Солнца. Разработал метод определения поглощения света в темных туманностях (1935). Открыл звездные цепочки, связанные с волокнами туманностей и оказавшиеся недавно возникшими звездами. Определил скорости движения волокон в созвездии Лебедя.

Поляризационным методом установил из наблюдений верхний предел плотности лунной атмосферы (1943). Определил теплоемкость вещества лунной поверхности, предложил модель ее морфологических особенностей. В 1944 г. разработал теорию распределения яркости по диску Марса. Определил атмосферное давление в нижней части марсианской атмосферы по ее рассеивающим свойствам. Разработал метод определения поглощения в атмосфере Юпитера. И 1952 г. выдвинул гипотезу образования полос Юпитера.

Руководил большой работой по определению скорости и направления движения Солнца на основании анализа радиальных скоростей 2666 и полных скоростей 1150 звезд.

Стремление получить ценные и точные материалы наблюдений было движущей силой его деятельности по конструированию новых приборов, разработке новых методов, организации экспедиций и созданию обсерваторий.

В 1924-1964 гг. был ответственным редактором "Астрономического журнала", в 1936-1937 гг. – председателем Астрономического совета АН СССР; с 1945 г. был председателем Комитета по метеоритам АН СССР.

Действительный член АН КазССР (с 1946 г.), заслуженный деятель науки КазССР (с 1947 г.)

Публикации с ключевыми словами: юбилей