Календарь наблюдателя на декабрь 2008 года Календарь наблюдателя на декабрь 2008 года
28.11.2008 19:40 | Александр Козловский

Календарь наблюдателя на декабрь 2008 года - очередной выпуск ежемесячного периодического издания для любителей астрономии. В нем приводится информация о планетах, кометах, астероидах, переменных звездах и астрономических явлениях месяца, а также последние основные новости астрономии. Подробно описываются явления в системе четырех больших спутников Юпитера. Имеются карты для поисков комет, астероидов и звезд, покрываемых астероидами. Чтобы всегда иметь при себе сведения о небесных телах и основных явлениях месяца, скачайте архивный файл КН и распечатайте его на принтере. Оперативные сведения об открытиях новых комет и информация о последних новостях из мира астрономии содержится в рассылке Астрономия для всех: небесный курьер, выходящей несколько раз в неделю.

ОБЗОР МЕСЯЦА

Основными астрономическими событиями месяца являются: 1 декабря - Венера в соединении с Юпитером, 1 декабря - Покрытие Венеры Луной, 5 декабря - Марс в соединении с Солнцем, 11 декабря - покрытие звездного скопления Плеяды (М45) Луной (видимость - Сибирь, Дальний Восток), 13 декабря - максимум действия метеорного потока Геминиды, 21 декабря - зимнее солнцестояние, 27 декабря - Венера в соединении с Нептуном, 29 декабря - покрытие Меркурия Луной (видимость - Сибирь, Дальний Восток), 31 декабря - Меркурий в соединении с Юпитером. Солнце до 18 декабря движется по созвездию Змееносца, а затем переходит в созвездие Стрельца. Склонение центрального светила к 21 декабря в 15 часов 02 минуты по московскому времени достигает минимума (23,5 градуса к югу от небесного экватора), поэтому продолжительность дня в северном полушарии Земли минимальна. В начале месяца она составляет 7 часов 22 минуты, 21 декабря составляет 6 часов 56 минут, а к концу описываемого периода вновь увеличивается до 7 часов 03 минут. Приведенные выше данные по продолжительности дня справедливы для широты Москвы, где полуденная высота Солнца почти весь месяц придерживается значения 10 градусов. В короткие зимние дни на поверхности дневного светила можно наблюдать вновь образующиеся пятна, но помните, что при наблюдениях Солнца в оптические инструменты нужно обязательно (!!) применять солнечный фильтр. Ночное светило начнет свой путь по декабрьскому небу при возрастающей фазе 0,08 в созвездии Стрельца. В десятке градусов западнее будет красоваться Венера и гигант Юпитер. В первый вечер декабря Луна (Ф= 0,13) покроет Венеру, которая расположится в 2 градусах южнее Юпитера, поэтому уже самое начало месяца будет весьма зрелищным в астрономическом отношении. Две самых ярких планеты и тонкий серп Луны: на это стоит посмотреть. Более того, в полутора десятках градусов западнее описываемого небесного трио (в созвездии Щита) расположится астероид Юнона, в 2 десятках градусов - Плутон. В 30 градусах востоку от Луны будет находиться Нептун. Это значит, что в секторе 50 градусов соберутся сразу 6 тел Солнечной системы. Вечером 2 декабря выросший серп Луны (Ф= 0,2), перейдя в созвездие Козерога, будет находиться уже левее (восточнее) Венеры и Юпитера, но вид вечернего неба останется таким же великолепным, как и сутки назад. К вечеру 3 декабря лунная фаза увеличится до 0,3, а само ночное светило приблизится к Нептуну, отдалившись от Венеры на 20 градусов. На следующий вечер при фазе 0,37 лунный серп достигнет границы созвездия Водолея, где через сутки сблизится с Ураном. Далее путь увеличивающего фазу и яркость лунного диска будет пролегать по созвездиям Рыб (6-9 декабря) и Овна (9-10 декабря). Перейдя в созвездие Тельца 11 декабря, Луна покроет звездное скопление Плеяды. Это покрытие увидят жители Сибири и Дальнего Востока. Полнолуние наступит вечером 12 декабря, когда Луна будет находиться в 2,5 градусах южнее звезды бета Тельца. 13 и 14 декабря лунный диск пройдет по созвездию Близнецов, а 15 и 16 декабря - по созвездию Рака. Перейдя в созвездие Льва, утром 17 декабря Луна (Ф= 0,74) будет находиться близ Регула, а 18 и 19 декабря - близ Сатурна, уменьшив фазу почти до 0,5, т.е. вступая в последнюю четверть и пересекая при этом границу с созвездием Девы. В день зимнего солнце стояния естественный спутник Земли пройдет в нескольких градусах южнее звезды Спики, имя при этом фазу 0,3. Утренние часы 23 и 24 декабря убывающий серп (Ф= 0,2 - 0,1) проведет в созвездии Весов, а утром 25 декабря расположится в градусе южнее Антареса и неподалеку от шарового скопления М4. Фаза к этому времени уменьшится до 0,05, и тонкий серп Луны будет гармонично вписываться в рассветную юго-восточную часть неба. Новолуние ночное светило встретит в созвездии Стрельца, пройдя в 4 градусах южнее Солнца 27 декабря. Уже вечером 28 декабря тонкий растущий серп с фазой 0,01 можно будет найти на сумеречном небе у юго-западного горизонта, а на следующий день жители Сибири и Дальнего Востока смогут наблюдать второе покрытие планеты в первом зимнем месяце. На этот раз за лимбом Луны скроется Меркурий. Жители Европейской части России могут особенно не огорчаться, т.к. к наступлению вечера на этот территории, юго-западный горизонт будет представлять весьма эффектное зрелище. Растущая Луна (Ф= 0,04), Меркурий и Юпитер соберутся в секторе 2,5 градуса. Это тесное сближение можно будет наблюдать в поле зрения практически любого бинокля. Блеск Меркурия будет иметь значение -0,8m, а блеск Юпитера - -2,0m. Блеск Луны к этому времени достигнет -9m. В телескоп Юпитер предстанет желтым диском с видимым диаметром 36 угловых секунд, а размеры Меркурия составят 6 секунд дуги при фазе 0,8. Видимый диаметр Луны достигнет 14 минут 50 секунд. В 25 градусах к востоку от этой троицы будет находиться Венера, которая также придаст явлению особый колорит. Сразу же после сближения Луна перейдет в созвездие Козерога и устремится к Венере и Нептуну, которые также находятся в сближении в нескольких градусах друг от друга. 31 декабря перед самым Новым годом (Международным Годом Астрономии!) Луна приблизится к границе с созвездием Водолея при фазе 0,16 и закончит свой путь по декабрьскому небу в 2,5 градусах севернее Венеры. Из планет в декабре месяце недоступен наблюдениям будет лишь Марс, находящийся близ соединения с Солнцем. Остальные планеты могут наблюдаться во всех широтах страны. Стоит отметить тот факт, что большинство планет (кроме Сатурна и Марса, имеющих утреннюю видимость) весь месяц находятся на вечернем небе, что создает достаточно благоприятные условия для их наблюдений, как по удобству наблюдательного времени, так и по положению на небесной сфере. Меркурий в течение месяца пройдет по созвездиям Змееносца и Стрельца. Венера побывает в созвездиях Стрельца и Козерога, а Марс медленно перемещается по созвездиям Змееносца и Стрельца. Юпитер находится также в созвездии Стрельца, а Сатурн - в созвездии Льва. Уран движется по созвездию Водолея, а Нептун - по созвездию Козерога. Эти две планеты можно отыскать в бинокль или телескоп (с помощью звездных карт в КН на апрель 2008 года). В безлунные ночи Уран можно попытаться разглядеть невооруженным глазом. На небе декабря будут наблюдаться 4 кометы с расчетным блеском выше 11m. McNaught (C/2008 A1), Broughton (C/2006 OF2), P/Boethin (85P) и комета Холмса. Самой яркой кометой декабря (7,4m) станет P/Boethin (85P), которая за месяц посетит созвездия Козерога, Водолея и Рыб. Из астероидов в декабре блеск 10m превысят 6 небесных тел. Самой доступной малой планетой будет Веста, блеск которой в начале месяца составит 7,0m. Звездная величина остальных астероидов составит 8 - 10m. За месяц с территории России и СНГ (согласно http://www.asteroidoccultation.com) можно будет наблюдать 7 покрытий звезд до 10m астероидами. Наиболее яркая (6,5m) звезда Hip 34763 покроется 14 декабря. Максимального блеска (согласно VarObs2.0, но в реальности могут быть расхождения) достигнут 3 долгопериодических переменных звезды: R Лисички (7,0m) - 16 декабря, U Ориона (4,8m) - 29 декабря, R Лебедя (6,1m) - 29 декабря. R Лебедя станет доступна для наблюдений без применения оптических средств при наличии прозрачного неба без засветки и при условии адаптации глаз к темноте. Оперативные сведения по небесным объектам и явлениям имеются на сайте для наблюдателей AstroAlert (http://astroalert.ka-dar.ru/). Ясного неба и успешных наблюдений!

Календарь наблюдателя на декабрь 2008 года в формате Word (0,6Мб)