Календарь наблюдателя на ноябрь 2008 года Календарь наблюдателя на ноябрь 2008 года
30.10.2008 10:40 | Александр Козловский

Календарь наблюдателя на ноябрь 2008 года - очередной выпуск ежемесячного периодического издания для любителей астрономии. В нем приводится информация о планетах, кометах, астероидах, переменных звездах и астрономических явлениях месяца, а также последние основные новости астрономии. Подробно описываются явления в системе четырех больших спутников Юпитера. Имеются карты для поисков комет, астероидов и звезд, покрываемых астероидами. Чтобы всегда иметь при себе сведения о небесных телах и основных явлениях месяца, скачайте архивный файл КН и распечатайте его на принтере. Оперативные сведения об открытиях новых комет и информация о последних новостях из мира астрономии содержится в рассылке Астрономия для всех: небесный курьер, выходящей несколько раз в неделю.

ОБЗОР МЕСЯЦА

Основными астрономическими событиями месяца являются: 3 ноября - покрытие звезды сигма Стрельца Луной, 13 ноября- покрытие звездного скопления Плеяды (М45) Луной (видимость - вся Россия), 17 ноября - максимум действия метеорного потока Леониды, 29 ноября - Меркурий в соединении с Марсом. Солнце, двигаясь по созвездию Весов, 23 ноября пересечет границу созвездия Скорпиона, а 29 ноября достигнет созвездия Змееносца. Склонение центрального светила к концу ноября достигает 21,5 градуса к югу от небесного экватора, поэтому продолжительность дня в северном полушарии Земли близка к минимальной. В начале месяца она составляет 9 часов 12 минуты, то к концу описываемого периода уменьшается до 7,5 часов, принимая значение всего на полчаса больше минимальной продолжительности. Эти данные справедливы для широты Москвы, где полуденная высота Солнца за месяц уменьшится с 19 до 12 градусов. Ноябрь - не лучший месяц для наблюдений Солнца, тем не менее, наблюдать новые образования на поверхности дневного светила можно практически в любой телескоп и даже без применения оптики. Достаточно спроецировать изображение Солнца на лист бумаги через проделанное в другом листе отверстие. При наблюдениях Солнца в телескоп или бинокль нужно обязательно (!!) применять солнечный фильтр. Без фильтра солнечное излучение может повредить зрение! Ночное светило - Луна - таких условий не требует. Даже в полнолуние, она хоть и несколько ослепляет при наблюдении в телескоп, но безопасна для зрения. Ночное светило начнет свой путь по ноябрьскому небу при фазе 0,08 в созвездии Скорпиона (в градусах южнее звезды Антарес). В нескольких градусах севернее будет красоваться Венера и вместе с тонким серпом Луны придаст вечернему небу начала ноября зрелищный вид. К вечеру 3 ноября фаза растущего месяца примет значение 0,26, а место Венеры займет Юпитер, который также будет находиться в нескольких градусах к северу. Миновав созвездие Стрельца, Луна к полуночи 5 ноября достигнет границ созвездия Козерога, а на следующий день вступит в фазу первой четверти, находясь близ Нептуна. К полуночи 9 ноября фаза лунного диска примет значение 0,76, а само ночное светило достигнет границы созвездия Рыб, миновав созвездие Водолея. В это время южнее Луны будет находиться Уран. Далее путь увеличивающего фазу и яркость лунного диска будет пролегать по созвездиям Рыб и Овна до 13 ноября, т.е. до полнолуния. Вечером этого дня Луна пересечет границу с созвездием Тельца, а через несколько часов (ближе к полуночи по московскому времени) покроет рассеянное звездное скопление Плеяды (М45). Данное покрытие будет хорошо видно почти со всей территории России, но эффектность замечательного явления снизится высокой яркостью полной Луны. Из всей серии покрытий 2008 года, покрытие 13 ноября охватит наибольшее количество звезд скопления, т.к. лунный диск пройдет практически через центр М45. Из ярких звезд непокрытыми (данные для покрытия в Москве) останутся Астеропа, Тайгета и Атлас. Чем севернее широты Москвы будет находиться пункт наблюдения, тем южнее центра Плеяд пройдет Луна, и наоборот. Покинув скопление, лунный диск начнет уменьшать фазу, двигаясь по созвездию Тельца, и к полуночи 16 ноября достигнув границы созвездия Близнецов. В этом созвездии Луна задержится на 2 дня, а 18 ноября (Ф= 0,66) сблизится с еще одним звездным скоплением - Ясли (М44), южнее которого пройдет на угловом расстоянии 2 градуса. В последующие три дня лунный путь будет пролегать по созвездию Льва, а 20 ноября произойдет сближение Луны в фазе первой четверти с Регулом (до 3 градусов). В утренние часы 21 и 22 ноября ночное светило (Ф= 0,3) станет соседом Сатурна и пройдет в нескольких градусах южнее, как и в сближении с Регулом. Около полуночи 22 ноября Луна перейдет в созвездие Девы и пробудет в нем более трех суток, под утро 24 ноября пройдя (при фазе 0,13) в трех градусах южнее Спики. 26 и 27 ноября убывающий месяц задержится в созвездии Весов, а затем вновь (как и в начале месяца) сблизится до 1 градуса со звездой Антарес в созвездии Скорпиона. Произойдет это 28 ноября после вступления Луны в фазу новолуния. Стоит отметить, что в период новолуния близ соединения с Солнцем будут находиться планеты Меркурий (верхнее соединение) и Марс (в 5 градусах севернее Луны). В небольшом секторе соберутся 5 ярких светил (включая Антарес), но наблюдать из них можно будет только Солнце. Растущая Луна (Ф= 0,08) закончит свой путь по ноябрьскому небу в созвездии Стрельца, приблизившись к Венере и Юпитеру, угловое расстояние между которыми будет составлять всего 2 градуса. Вечер 30 ноября, а также первый вечер декабря будут самыми зрелищными в астрономическом отношении. Тонкий серп Луны и пепельный свет неосвещенной части в присутствии двух самых ярких планет создадут наиболее красивые вечера описываемого периода, тем более, что 1 декабря Луна покроет Венеру. Из планет в ноябре месяце недоступен наблюдениям будет лишь Марс, находящийся близ соединения с Солнцем. Остальные планеты могут наблюдаться во всех широтах страны. Стоит отметить тот факт, что большинство планет (кроме Меркурия и Сатурна, имеющих утреннюю видимость) весь месяц находятся на вечернем небе, что создает достаточно благоприятные условия для их наблюдений, как по удобству наблюдательного времени, так и по положению на небесной сфере. Меркурий в течение месяца (до соединения с Солнцем) пройдет по созвездиям Девы, Весов и Скорпиона. Венера побывает в созвездиях Змееносца и Стрельца, а Марс проведет большую часть месяца в Весах и Скорпионе. Юпитер находится в созвездии Стрельца, а Сатурн - в созвездии Льва. Уран (в созвездии Водолея) и Нептун (в созвездии Козерога) можно отыскать в бинокль или телескоп (с помощью звездных карт в КН на апрель 2008 года). В безлунные ночи Уран можно увидеть невооруженным глазом. На небе ноября будут наблюдаться 4 кометы с расчетным блеском выше 11m. McNaught (C/2008 A1), Broughton (C/2006 OF2), P/Boethin (85P) и комета Холмса. Самой яркой в начале месяца (8,6m) будет McNaught (C/2008 A1), которая весь месяц будет двигаться по созвездию Змееносца. В конце месяца пальму первенства переймет комета P/Boethin (85P) - 7,6m. Ее можно будет наблюдать в созвездии Козерога и Орла. Из астероидов в ноябре блеск 10m превысят 4 небесных тела. Самой доступной малой планетой будет Веста, блеск которой в начале месяца составит 6,5m. Звездная величина остальных астероидов составит 8 - 9m. За месяц с территории России и СНГ (согласно http://www.asteroidoccultation.com) можно будет наблюдать 9 покрытий звезд до 10m астероидами. Наиболее яркие (около 7m) звезды покроются 21 и 22 ноября. Максимального блеска (согласно VarObs2.0, но в реальности могут быть расхождения, например, для хи Лебедя) достигнут 8 долгопериодических переменных звезд: R Водолея (5,8m) - 10 ноября, V Пегаса (7,0m) - 15 ноября, R Змеи (5,2m) - 17 ноября, хи Лебедя (3,3m) - 19 ноября, R Близнецов (6,0m) - 21 ноября, R Кассиопеи (4,7m) - 23 ноября, о Кита (3,2m) - 27 ноября, S Девы (6,3m) - 28 ноября. Невооруженному глазу доступны практически все звезды из этого списка (за исключением V Пегаса). S Девы станет доступна для наблюдений без применения оптических средств при наличии прозрачного неба без засветки и при условии адаптации глаз к темноте. Оперативные сведения по небесным объектам и явлениям имеются на сайте для наблюдателей AstroAlert (http://astroalert.ka-dar.ru/). Ясного неба и успешных наблюдений!

Календарь наблюдателя на ноябрь 2008 года в формате Word