На первую страницу Преподавание астрономии в школе (сборник статей)
<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

IV. СВЯЗЬ В ПРЕПОДАВАНИИ АСТРОНОМИИ И ДРУГИХ ШКОЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ

Н. К. СЕМАКИН

СВЯЗЬ В ПРЕПОДАВАНИИ АСТРОНОМИИ И ФИЗИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ

Первые сведения о Земле и небесных светилах учащиеся получают в начальной школе. Расширение и углубление этих знаний происходит в средних и старших классах при изучении физической географии, физики и других дисциплин. В десятом же классе школьники изучают систематический курс основ астрономии уже как самостоятельную учебную дисциплину.

Постепенное ознакомление учащихся с научными представлениями о Земле и небесных телах, а также о природных явлениях космического характера оправдывается тем, что это необходимо для правильного понимания учащимися природы многих явлений и объектов, изучаемых в различных предметах.

В данной статье мы рассмотрим те связи в преподавании физической географии и астрономии, которые обусловливаются ныне действующими программами. Необходимость этого вытекает из огромной важности познавательных и мировоззренческих задач, решение которых возможно лишь при наиболее рациональном построении школьных курсов физической географии (общеземлеведческий раздел) и астрономии, и надлежащей связи в преподавании этих дисциплин.

В преподавании физической географии правильное освещение астрономических данных о Земле позволяет учителю дать школьникам ясное представление о нашей планете как объекте изучения физической географии. При этом учащиеся должны представить всю сложность взаимодействия различных элементов, формирующих природу Земли, и их диалектическое единство. Только на этой основе становится возможным расширение и углубление общих физико-географических понятий на достаточно высоком научном уровне. Следовательно, элементы астрономии вводятся в физическую географию не случайно, а в определенной последовательности и тесной взаимосвязи с содержанием самого предмета. Более того, астрономические данные о Земле, как планете, и Солнце, как источнике лучистой энергии, входят в общеземлеведческий раздел физической географии, как ее органические части. Обусловливается это тем, что "преподавание географии в школе имеет целью дать учащимся определенный круг географических знаний и должно отвечать задачам политехнического обучения, способствовать формированию у школьников материалистического мировоззрения..." (См. объяснительную записку к программе по географии на 1956/57 учебный год.)

Следует отметить, что и в преподавании астрономии часто приходится прибегать к известным учащимся общеземлеведческим данным или понятиям для того, чтобы последовательнее и полнее раскрыть разнообразие и единство в природе планет и других небесных тел, а также методически более правильно подвести школьников к усвоению ряда астрономических понятий.

Все это и будет показано на излагаемом ниже конкретном материале.

Совершенно очевидно, что каждый учитель географии, знакомя учащихся со своим предметом уже на вводном уроке в V классе, дает представление об объекте изучения.

Заинтересованность детей общеземлеведческими знаниями возрастает, если рассказ о Земле иллюстрируется хотя бы самодельными красочными таблицами и выразительными примерами описания природы отдельных частей планеты. Все это, безусловно, поможет учащимся представить нашу планету такой, какой она есть, во всей сложности и единстве ее природы, и с интересом приступить к изучению общеземлеведческих элементов физической географии. Приступая к освоению первой темы "План и карта", учитель дает школьникам понятия о горизонте, основных и промежуточных сторонах горизонта, об ориентировании по Солнцу, Полярной звезде, компасу и местным признакам, об изображении направлений на плане местности и т. д. В ходе учебных экскурсий и практических занятий многие учителя прививают учащимся умения быстро осуществлять приближенную ориентировку, а также определять полуденную линию (направление меридиана) по Полярной звезде или по Солнцу (см. рис. 1).

рис.1

Очевидно, что эта часть темы содержит в себе элементы сферической и практической астрономии и по существу исчерпывается доступным пятиклассникам описанием простейших способов астрономической ориентировки. Следует отметить, что, к сожалению, учащимся этого возраста дается меньше знаний и умений в ориентировании и определении времени, чем они могут усвоить. Надо, например, подумать об ознакомлении пятиклассников со способом приближенного определения времени по компасу и Солнцу, со способом определения направлений сторон горизонта по часам и Солнцу, с определением времени по Большой Медведице, с определением сторон горизонта и времени по Луне и т. д. Может быть некоторые из способов ориентирования и определения сторон горизонта целесообразно рассматривать в процессе широкой внеклассной работы, но тем не менее надо уже пятиклассникам прививать эти важные в практике умения.

Предусмотренный программой по этой части темы "План и карта" материал хорошо дан в учебнике физической географии*(* И. И. Заславский, Т. П. Герасимов, Физическая география. Учебник для V класса, изд. 2, Учпедгиз, 1956, 160 стр.). Имеются основания считать, что учащиеся успешно овладевают им, а учителя добиваются прочных знаний школьников по указанной теме, придавая особое значение практическому овладению детьми указанными программой навыками и умениями.

Вопросы методики проработки этой темы на уроках, а также вопросы проведения практических работ с учащимися в классе и на местности довольно полно освещаются в методической литературе по географии. Следует отметить, однако, что методическая литература по этой теме дает учителю гораздо меньше, чем следовало бы. Досадно, что географы самоустраняются от овладения простейшими способами определения времени и считают возможным не знакомить с этим детей двенадцатилетнего возраста. Это является причиной того, что уроки по этой теме проходят неинтересно. Сказывается здесь и отсутствие хороших иллюстраций по теме "Ориентирование и определение времени". Кроме того, почти отсутствуют хорошие книги для внеурочного чтения, в которых бы в увлекательной форме рассказывалось об общедоступных способах ориентирования и определения времени.

Значение знаний учащихся по рассматриваемой теме для преподавания астрономии довольно существенно. Необходимость рассмотрения в курсе астрономии уже более строгих вопросов сферической и практической астрономии не позволяет уделять достаточного внимания простейшим способам ориентирования и определения времени. Таким образом, рассматриваемый раздел физической географии является пропедевтическим по

отношению к сферической и практической астрономии -первому разделу школьного курса астрономии. Это обстоятельство лишний раз подчеркивает серьезную заинтересованность учителя астрономии в обучении школьников на уроках географии искусству быстро и безошибочно ориентироваться и определять время общедоступными способами.

Основным же разделом физической географии, посвященным рассмотрению астрономических данных о Земле, является раздел "Форма и движение Земли. Градусная сеть". Этот раздел составляет основы элементарной математической (лучше было бы говорить астрономической) географии. Материал, включенный в него, совершенно естественно делится на ряд тем.

Первая тема включает в себя следующий раздел программы: "Форма Земли. Факторы, подтверждающие шарообразность Земли (расширение горизонта по мере поднятия наблюдателя, выпуклость поверхности моря, кругосветные путешествия). Путешествие Магеллана. Кругосветное плавание И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского. Размеры Земли (по окружности и в поперечнике)".

Несколько обособленно может быть поставлен следующий раздел программы: "Солнце. Сравнение Земли и Солнца по величине. Значение Солнца для жизни на земле".

Далее следует: "Видимое движение Солнца в течение дня. Смена дня и ночи. Суточное вращение Земли".

Следующая тема посвящена вопросам: "Земная ось. Полюсы, экватор. Меридианы и параллели. Градусная сеть. Географическая широта и долгота".

Содержанием последней темы является: "Изменение высоты Солнца в разное время года (итоги ежемесячных наблюдений). Смена времен года. Годовое движение Земли вокруг Солнца. Различное освещение и нагревание северного и южного полушарий в дни зимнего и летнего солнцестояний. Времена года в северном и южном полушариях. Тропики и полярные круги. Тепловые пояса".

По этому разделу физической географии программой предусмотрены наблюдения и практические работы. Еще в начале учебного года, на вводных уроках учитель организует наблюдения за изменением полуденной высоты. Солнца. Программой рекомендовано проводить такие наблюдения один раз в месяц. На практических занятиях учащиеся упражняются в нанесении на контурную карту полушарий точек с заданными географическими координатами, в определении координат точек, задаваемых на карте и глобусе, в обозначении тепловых поясов на контурной карте полушарий.

Из изложенного видно, что географы дают учащимся астрономические знания, достаточные для дальнейшего раскрытия перед ними общеземлеведческих понятий. Однако можно упрекнуть их в боязни рассматривать ряд астрономических данных о Земле более глубоко и строго.

Как уже указывалось, изложение материала рассматриваемого раздела в учебнике приемлемо, применительно к предусмотренному ныне действующей программой объему и содержанию.

Хуже дело обстоит с методикой преподавания элементов астрономии в школьном курсе физической географии. В методической литературе вопросы проработки тем уроков, отведенных на изучение этого раздела географии, освещаются явно недостаточно или формально. Результатом является сухость изложения учителем этих интереснейших тем курса географии и явное недопонимание сути рассматриваемых вопросов учащимися. Сказывается здесь и отсутствие или недостаток наглядных пособий по общеземлеведческим, в частности астрономическим, разделам физической географии. Плохо, что для учащихся среднего возраста почти нет книг, освещающих общеземлеведческие и астрономические вопросы.

В связи с только что сказанным следовало бы осуществить исследование восприятия учащимися тех понятий, которые надлежит формировать у них, опираясь на нынешнее содержание и нынешнюю методику преподавания рассматриваемого раздела физической географии. Особого внимания в этом отношении заслуживают наглядные пособия, которыми пользуются учителя.

Перейдем к рассмотрению содержания и методики преподавания элементов астрономии, введенных в общеземлеведческий раздел физической географии. Попутно сделаем замечания относительно значимости изучения этого материала пятиклассниками для последующего изучения астрономии в X классе.

Первый из четырнадцати уроков, отведенных на изучение элементов астрономии, посвящен теме "Форма Земли". На нем и последующих уроках учащиеся узнают, что Земля имеет шарообразную форму и что к пониманию этого люди пришли, преодолевая многочисленные предрассудки и заблуждения, основанные на видимой картине плоской поверхности Земли и куполообразного небосвода. Учащимся сообщается, что в установлении шарообразности Земли большое значение имели кругосветные путешествия, но тут же приводятся другие, более строгие доказательства шарообразности Земли, например: явление увеличения дальности видимого горизонта по мере поднятия наблюдателя или выпуклость поверхности морей и океанов.

Размеры земного шара даются с вполне допустимыми округлениями соответствующих величин. Жаль, что в учебнике не приводится наглядного сравнения размеров Земли с размерами известных из обыденной жизни предметов, например с размерами футбольного мяча или школьного глобуса. Опыт же свидетельствует о целесообразности проведения таких сравнений: учащиеся лучше понимают грандиозность размеров Земли.

Для этой темы является характерным то, что к ней учащиеся в общеобразовательной школе уже почти не возвращаются. Таким образом, элементарные представления о форме и размерах Земли в V классе надо давать основательнее, ибо в преподавании астрономии производится лишь уточнение основных характеристик земного шара. Фундаментом же познаний школьников в вопросе о форме и размерах Земли являются, безусловно, знания, полученные ими на уроках географии.

Несравненно интереснее и содержательнее, чем дано в учебнике, можно построить тему "Солнце и жизнь Земли". Здесь важно дать представление о Солнце как практически неиссякаемом источнике лучистой энергии. Надо подчеркнуть не только решающее значение солнечного тепла и света для органической жизни Земли, но и ту зависимость природы нашей планеты от Солнца, которая столь ощутима в климатообразующих и погодообразующих факторах, а также во многом другом. Позднее, когда пятиклассники будут изучать раздел физической географии, посвященный погоде и климату (избранным вопросам элементарной метеорологии), на это обстоятельство надо обратить большее внимание учащихся. Это тем более уместно, что они обычно настойчиво спрашивают о наблюдающихся аномалиях в погоде и климате. Правда, не все здесь будет одинаково понятным для пятиклассников, но сам факт обращения их внимания на прямую зависимость природы нашей планеты от режима излучения Солнца имеет серьезное значение.

Далее школьники изучают представления о суточном вращении Земли и научные объяснения смены дня и ночи. К сожалению, эта тема дается в физической географии довольно схематично и совсем не рассматриваются связанные со сменой дня и ночи явления сумерек и зорь. Заметим, что в дальнейшем учащиеся так и не получают объяснения этого повседневно наблюдаемого явления и уходят из школы не знающими, почему же дню предшествуют утренние сумерки с красивой в погожее время зарей, а ночи -вечерние сумерки с живописными закатами. Неплохо дать представление о значении смены дня и ночи для органической жизни Земли. Все это, безусловно, приведет к увеличению объема статьи учебника, посвященной рассматриваемой теме, но будет воспринято учащимися с неизмеримо большим интересом, чем нынешнее содержание темы.

Опытные учителя географии в практике своей работы эту тему дают очень интересно и живо. Они иллюстрируют рассказ о смене дня и ночи яркими примерами из личных и доступных детям наблюдений природы, отрывками из художественной литературы и красочными картинками. Конечно, ввиду отсутствия у пятиклассников ряда важных знаний по физике приходится здесь встречаться с известными затруднениями, но эти затруднения обычно оказываются вполне преодолимыми.

Рассматривая суточное вращение Земли, учитель подводит учащихся к осмысливанию понятий о полюсах и экваторе земного шара, давая их определение уже на последующих уроках. А эти понятия являются отправными при изучении градусной сети. Надо отметить, что в учебнике этот материал изложен хорошо и особенно хорошо иллюстрирован. Не в пример учебнику астрономии, здесь шаровые поверхности рассматриваются в изометрии, что очень наглядно.

Дав элементарное понятие о градусах, как единицах измерения дуг окружностей, учитель рассматривает понятие о географических широтах и долготах, а также значение их практического определения. Здесь для осмысленного понимания детьми сути дела важно умело построить практические работы с контурнойљ географической картой и глобусом, а также дать возможность учащимся пользоваться при ответах на соответствующие вопросы учителя как географическим, так и черным глобусами (см. рис. 2). У творчески работающих учителей школьники хорошо усваивают этот раздел программы, что в дальнейшем существенно облегчает понимание ими географической карты.

рис.2

В сознательном усвоении учащимися темы "Градусная сеть" при изучении географии в V классе учитель астрономии очень заинтересован. Дело в том, что изучение астрономических координат приходится проводить в аналогии с географическими координатами. Ведь прежде чем рассматривать элементы астрономических координат в X классе на черном глобусе, армиллярной сфере или схематическом рисунке, учитель астрономии берет в руки обыкновенный школьный глобус и на нем напоминает школьникам основные принципы определения географических координат. Затем, проводя аналогию между географическими и астрономическими координатами, можно уже переходить к строгому рассмотрению основных понятий, связанных с системой астрономических координат. И здесь также очень важно, чтобы десятиклассники, пользуясь армиллярной сферой и звездной картой, в своих ответах на вопросы об астрономических координатах исходили бы из их сравнения с географическими (см. рис. 3).

Среди наглядных пособий, как видно из изложенного, особая роль при изучении географических координат принадлежит глобусу. Пользуясь глобусом, учитель географии знакомит учащихся с формой и размерами Земли, а также закрепляет в памяти учащихся основные понятия, связанные с географическими координатами и их определением. Умелое использование глобуса на уроках географии дает большие возможности в раскрытии сути дела и позволяет учащимся прочно усвоить тему.

рис.3

Следующая тема- "Смена времен года" -является наиболее ответственной и методически слабо разработанной. Изучение ее обычно начинается с рассмотрения результатов наблюдений изменения полуденной высоты Солнца, производившихся учащимися под руководством учителя. На основе этих наблюдений делаются выводы об изменении полуденной высоты Солнца и его суточного пути по небосводу в течение года. Успешное освоение учащимися этого материала является залогом правильного понимания ими годичного обращения Земли вокруг Солнца. Здесь важно добиться сознательного понимания учащимися, что Земля, вращаясь вокруг оси, движется в мировом пространстве так, что ось ее суточного вращения остается параллельной самой себе и практически направлена в одну и ту же точку бесконечного мирового пространства (в направлении на Полярную звезду). На основе такого представления о движении Земли удобно объясняется явление смены времен года, как следствие различных положений Земли относительно Солнца в разных местах ее орбиты, т. е. в разные времена года. Еще легче, в этом случае, объясняется наличие тропиков и полярных кругов, а также разграниченных ими тепловых поясов.

Все это можно иллюстрировать опытами с глобусом и источником света или теллурием. К сожалению, хороших теллуриев Учтехпром давно не выпускает, а имеющиеся в школах неудобны для применения в условиях урока.

Опытные учителя географии дают материал о смене времен года и тепловых поясах очень интересно, но нередки случаи формального изучения этой темы, имеющей громадное познавательное и мировоззренческое значение. Думается, что методисты географии и астрономии должны объединенными усилиями решить вопросы методики подачи учащимся этой темы и дать в руки учителя безупречную методику ее изложения и закрепления. Это тем более актуально, что изучение в школьном курсе физической географии вопросов движения Земли вокруг Солнца, смены времен года и объяснения наличия тепловых поясов на Земле является пропедевтическим по отношению к изучению, правда в более строгом изложении, темы "Годичный кругооборот Солнца и обращение Земли" уже в курсе астрономии. Прочные знания учащихся по названным выше вопросам явятся залогом глубокого осмысливания ими указанной темы при изучении астрономии и вполне осознанного понимания сути этой темы.

В заключение следует еще раз подчеркнуть острую необходимость разработки вопросов содержания и методики преподавания общеземлеведческих и астрономических разделов физической географии, наиболее приемлемых для условий работы с учащимися пятых классов. В частности, особое внимание надо уделить разработке наглядных пособий по темам "Ориентирование и определение времени , "Форма и движение Земли", а также на создание высококачественной литературы по этим темам для внеурочного чтения учащимися среднего возраста. Все это будет содействовать улучшению дела обучения школьников основам физической географии и формированию у них материалистического мировоззрения.

<< Предыдущая