К 80-летию Ю.П.Псковского К 80-летию Ю.П.Псковского
1.02.2006 9:19 | О. С. Бартунов, Д. Ю. Цветков

Сегодня исполняется 80 лет со дня рождения известного астронома, нашего учителя, профессора Московского Университета Юрия Павловича Псковского. Уже почти два года его нет с нами, но мы по-прежнему помним его и отдаем дань уважения яркому ученому и хорошему человеку. Ко дню его рождения мы публикуем на нашем сервере замечательную работу Юрия Павловича Идентификация абсорбции спектра Сверхновой I типа, опубликованную в Астрономическом журнале, т. 45,1968 г., которая является классической работой в области изучения Сверхновых звезд. В этой работе он первым в мире отождествил основные линии спектра Сверхновых I типа, что позволило теоретикам построить физически обоснованные модели этого мощного космического явления. До Юрия Павловича спектр Сверхновых I типа оставался загадкой, так как он был непохож на спектры всех остальных небесных объектов из-за больших скоростей расширения (до 30,000 км/с) и низкой плотности вещества. Отдельные линии уширялись (до сотен ангстрем в видимой области) из-за эффекта Допплера, блендировались и создавали видимость квази-континуума, который исследователи принимали за эмиссионный спектр и тщетно пытались отождествить линии. Гениальное предположение об абсорбционном характере спектра, что было совсем неочевидно (см. на примере спектра ниже), помогло Юрию Павловичу получить согласованное отождествление основных линий. На картинке приведен спектр недавней Сверхновой I типа 2006N около максимума блеска (получен группой исследования Сверхновых в Гарварде, США).
Это исследование сразу получило признание всех астрономов и до сих пор цитируется во многих статьях по Сверхновым. В 1990 году оно было зарегистрировано как открытие с приоритетом от 1968 года.

Кроме работ по изучению спектров Сверхновых I типа, Юрий Павлович написал работы, также ставшие классическими, по изучению и классификации кривых блеска Сверхновых звезд. Он открыл зависимость светимости Сверхновых типа Iа от скорости падения блеска после максимума, которая сейчас используется в космологии.

Также, Юрий Павлович занимался популяризацией науки, писал популярные статьи и книги. У нас опубликованы популярное введение в Сверхновые звезды - книга НОВЫЕ И СВЕРХНОВЫЕ ЗВЕЗДЫ, написанная на основе спецкурса, который Юрий Павлович читал студентам ГАИШ многие годы, ряд статей из энциклопедии "Физика космоса".

Юрий Павлович всю жизнь отдал родному институту, в котором он проработал с 1953 года и в котором он был зам. директора по науке почти 20 лет и заведующим отделом физики эмиссионных звезд и галактик. Многие гаишане помнят и благодарны ему за помощь и поддержку, которую Юрий Павлович всегда оказывал с присущей ему доброжелательностью и интеллигентностью.

Публикации с ключевыми словами: персоналии - ГАИШ - Сверхновые