<< 6. Циклы активности и ... | Оглавление | 8. Теория звездных пятен >>

7. Дефицит излучения

Одним из актуальных вопросов солнечно-звездной физики является проблема создаваемого пятнами дефицита излучения. Даже для Солнца нет общепринятой теории стока энергии, и с равной степенью правдоподобия обсуждаются гипотезы сохранения энергии в подфотосферных слоях с небольшим подогревом конвективной зоны (Спруит), обтекание энергией области пятна и нагрев окружающей фотосферы (излучение суперполутени и окружающих факельных полей) и наконец вынос энергии из пятен вверх альвеновскими волнами (Паркер, Маллэн). При переходе от Солнца к более активным звездам, где дефицит излучения доходит до 30-40 % светимости (около  эрг/с для звезд наибольшей светимости), острота вопроса неимоверно возрастает.

Проведенное нами [11] непосредственное сравнение создаваемого пятнами дефицита энергии с одновременными радиационными потерями верхних атмосфер (хромосфер и корон) звезд показывает, что при изменении дефицита излучения на три порядка существуют его корреляции с излучением хромосферы

(1)

и короны

(2)

в которые вписывается и Солнце.  Полные  радиационные  потери внешних атмосфер при этом оказались существенно меньшими, чем дефицит потока. При росте радиативных потерь внешних атмосфер возрастает вклад коронального излучения. Изменение относительных вкладов различных слоев атмосферы в общее излучение по сравнению со спокойными звездами говорит о существенной перестройке их внешних атмосфер. Таким образом, дефицит излучения идет на глобальную перестройку верхней атмосферы звезды, аналогичную той, что происходит локально во время солнечных вспышек. В пользу такой гипотезы говорят следующие факты.

1. Более высокая по сравнению с солнечной плотность хромосфер активных звезд (сравнимая с плотностью хромосфер при вспышке). Более того, проведенные расчеты "спокойной" хромосферы вспыхивающей звезды EV Lac показали на необходимость присутствия постоянной микровспышечной компоненты для воспроизведения наблюдаемых спектров.
  2. Постоянно существующая горячая (6-15 MK) компонента корональной плазмы, наблюдаемая на Солнце только во время вспышек.
  3. Квазистационарное микроволновое излучение короны, для поддержания которого также необходим постоянный микровспышечный фон.

<< 6. Циклы активности и ... | Оглавление | 8. Теория звездных пятен >>