Гамма-вспышка 27 декабря 2004 года или "как мы все чуть не погибли" Гамма-вспышка 27 декабря 2004 года или "как мы все чуть не погибли"
23.02.2005 1:31 | М. Е. Прохоров/ГАИШ, Москва

21 февраля 2005 года, сразу по двум каналам центрального телевидения (по первому и по второму) прошли сообщения о космической гамма-вспышке в созвездии Стрельца, "от которой мы все чуть было не погибли" (подробнее – см. статью Г.М.Рудницкого).

Что же произошло на самом деле?

В указанном направлении находится один из четырех известных источников мягких повторных гамма-всплесков (Soft Gamma Repeater) SGR 1806-20. Три подобных источника располагаются в направлении центра нашей Галактики, а четвертый находится в Магеллановых Облаках. Предполагается, что эти источники являются магнитарами – нейтронными звездами со сверхсильными (даже по их меркам) магнитными полями (~1014-1015 Гс). В периоды активности данных объектов от них регистрируется в год несколько вспышек со светимостью ~1040-1041 эрг/с в мягком гамма-диапазоне. Но иногда эти звезды производят гораздо более мощные вспышки, со светимостями порядка 1043 эрг/с, причем их спектр излучения гораздо более жесток и практически не отличается от спектров "классических" гамма-всплесков. По подобной вспышке SGR в Магеллановых Облаках и был открыт данный класс объектов. Самая мощная из известных ранее вспышек произошла на объекте SGR 1627-41 18 июня 1998 года, светимость источника в ней достигала ~1044 эрг/с.

Вспышка 27 декабря 2004 года на SGR 1806-20 была гораздо мощнее: менее чем за секунду через каждый квадратный сантиметр в Солнечной системе прошло более 0.3 эрг жесткого гамма-излучения (возможно в несколько раз больше, т.к. все наблюдавшие за данным событием приборы зашкалило). Вспышка была настолько сильной, что наблюдалось ее отражение от Луны! Это неожиданно много для данного класса объектов и слишком много для высокочувствительных орбитальных обсерваторий, но для Земли 1 эрг на квадратный сантиметр – очень маленькая энергия, которая не могла серьезно повлиять на какие-либо протекающие на нашей планете процессы (хотя изменение ионизации верхних слоев атмосферы было отмечено) и, тем более, угрожать нашей жизни.

До сих пор расстояние до SGR 1806-20 считалось равным 12-15 кпк (36-45 тысяч световых лет). Если эта оценка верна, то вспышка 27 декабря 2004 года была в десятки раз мощнее всех известных ранее. Из этого можно сделать интересные выводы, которые вы можете прочесть в статье С.Попова (astro-ph/0502391). Однако уже появилось предположение (astro-ph/0502428), что расстояние SGR 1806-20 составляет всего 6-10 кпк, в этом случае энерговыделение в данной вспышке оказывается "всего лишь" в несколько раз бОльшим, чем в самой сильной из ранее известных, и данное событие перестает быть столь экстраординарным.

Публикации с ключевыми словами: Магнитары - Sgr - гамма-всплески