<< 2. Теория | Оглавление | 4. Некоторые результаты >>

3. Технические средства

Типичная температура межзвездной пыли  K, и пик ее излучения лежит на волнах  мкм. Более холодная пыль, которая присутствует в плотных облаках, излучает в основном на еще более длинных волнах. Но на волнах  мм интенсивность излучения пыли становится слишком мала и начинают доминировать другие виды излучения континуума. Исследования излучения холодной пыли поэтому проводятся в субмиллиметровом диапазоне, на волнах от до  мкм, при помощи высокочувствительных широкополосных приемников - болометров.

Чувствительность болометров принято характеризовать величиной пороговой мощности («мощности, эквивалентной шуму», NEP - noise equivalent power), которая для лучших субмиллиметровых болометров составляет сейчас  ВтГц [10] и есть надежда на дальнейшее улучшение этого параметра. Рабочая температура таких высокочувствительных болометров составляет 100-300 мК.

Пылевые облака являются протяженными источниками излучения, и сейчас в мире изготовлены и успешно используются решетки болометров, состоящие из нескольких десятков элементов. Пример такого инструмента (SIMBA), который используется на радиотелескопе SEST, представлен на рис. 1. SIMBA содержит 37 пикселей. Подобные решетки болометров используются также на радиотелескопах JCMT (SCUBA) и IRAM-30m (MAMBO). Последний инструмент содержит уже 117 пикселей. Ожидается, что в скором времени появятся решетки, содержащие до элементов.

Рис. 1. Решетка болометров SIMBA, используемая на радиотелескопе SEST (рабочая длина волны  мм)

Субмиллиметровые наблюдения с поверхности Земли затруднены сильным поглощением волн этого диапазона в атмосфере. Поэтому измерения ведутся на высокогорных или бортовых обсерваториях. Измерения в среднем ИК-диапазоне, где излучает более нагретая пыль, сосредоточенная вблизи молодых звезд, проводятся при помощи космических аппаратов.

<< 2. Теория | Оглавление | 4. Некоторые результаты >>