<< 4. Можно ли достичь | Оглавление | Литература >>

5. Российский проект "Лира"

Здесь уместно задать вопрос: что же, Gaia решит все проблемы астрофизики и звездной астрономии? Увы, нет! При всей грандиозности этого проекта останется еще немало "белых пятен" и темных мест. Укажем лишь на одну причину.

Все фотометрические полосы в эксперименте Gaia лежат в самой ближней ультрафиолетовой, визуальной и ближайшей инфракрасной областях спектра. Это обусловлено выбором оптики телескопов и спектральными свойствами принятых ПЗС-приемников. Вызывает сожаление, что технические характеристики измерительных систем, предусматриваемые проектом Gaia, не будут регистрировать ультрафиолетовое излучение, скажем, в области максимума на кривой закона межзвездной экстинкции, который приходится на диапазон 210-230 нм. В этом смысле фотометричеcкую систему Gaia нельзя считать оптимальной.

Когда-то в конце 60-х гг. прошлого уже XX в. коллектив астрономов из Вильнюса, руководимый Витаутасом Страйжисом, разработал оптимальную фотометрическую систему для наземных наблюдений. Известно, что изучение распределения энергии в спектрах звезд с поверхности Земли ограничено окнами прозрачности земной атмосферы. Вильнюсская система во многих случаях позволяет проводить спектральную классификацию звезд чисто фотометрическими средствами при наличии мешающего воздействия межзвездного поглощения излучения. Однако привязанность ее к окнам прозрачности приводит к тому, что часто не удается с нужной степенью точности и надежности восстановить по фотометрическим данным функцию распределения энергии в спектре звезды и освободить собственную спектрально-энергетическую кривую звезды от влияния межзвездного покраснения.

В настоящее время в связи с развитием космической техники перед астрономами стоит задача разработки новой оптимальной фотометрической системы, предназначенной для решения задач классификации звезд и исследования межзвездной материи, полосы которой расположены во всем оптическом диапазоне излучения: в области длин волн от нескольких нанометров до десятков микрометров. Есть основания считать, что такая фотометрическая система будет лучше справляться с задачами, которые были поставлены при создании системы Страйжиса.

В конце прошлого века группа астрономов ГАИШ МГУ предложила дешевый фотометрический космический проект, предусматривающий получение информации примерно о 40 млн звезд до 15 величины в 10-12 фотометрических полосах, расставленных так, чтобы добиться получения максимума астрофизической информации. Проект, получивший название "Лира", был включен в список экспериментов, предусматриваемых к исполнению на российском модуле Международной космической станции (МКС). К сожалению, до сих пор финансирование проекта не открыто, и разработка аппаратуры пока не производится. Тем не менее в ГАИШ продолжаются работы по расчету оптимальной фотометрической системы для внеатмосферной фотометрии. В частности, недавно было показано [12], что для исследования межзвездного поглощения света оптимальными являются полосы, расположенные в ультрафиолетовом участке спектра около длин волн 190, 220 и 350 нм. Мы надеемся, что российские космические проекты еще будут осуществлены и займут достойное место в ряду достижений мировой астрономии.

<< 4. Можно ли достичь | Оглавление | Литература >>