АНКа Дня

Астрономическая Научная Картинка Дня

<< Предыдущая 26.06.2004 Следующая >>

Молодое звездное скопление NGC 7129: Перепись звезд

из работы Роберта Гутермуса и др. (Robert A. Gutermuth et al.)
astro-ph/0406091

Со вступлением в строй космического инфракрасного телескопа им. Спитцера началась волна новых открытий. В первую очередь мы узнаем много нового о молодых звездах. В обзорах препринтов astro-ph уже не раз рассказывалось о первых результатах работы новой космической обсерватории. В этот раз поговорим о молодом звездном скоплении NGC 7129. В работе Роберта Гутермуса и др. проведен анализ данных, полученных на нескольких разных инструментах. Кроме прибора IRAC (Infrared Array Camera), находящегося на борту Космического Телескопа им. Спитцера, использовались данные, полученные с помощью системы FLAMINGOS на 6.5-метровом наземном телескопе MMT, а также данные обзора 2MASS.

Мощное излучение звезд в инфракрасной области спектра часто используется для того, чтобы выделить источники с околозвездными дисками (это могут быть, например, протопланетные газопылевые диски). Связано это с тем, что обычно звезды не являются мощными источниками в этой части спектра. Однако используемые до сих пор исключительно фотометрические данные на длинах волн 1-2,5 мкм не давали исчерпывающей информации о подобных объектах. Использование возможностей IRAC/Spitzer (длины волн 3-8 мкм) позволило существенно уточнить число звезд с околозвездными дисками и построить более детальную картину природы таких объектов.

В ходе анализа данных, полученных разными инструментами на разных длинах волн, удалось открыть околозвездные диски у 84 объектов из числа 405 исследованных источников (на рисунке звезды с дисками обозначены зелеными ромбами). Из 84 источников половина расположена в пределах ядра (т.е. самой внутренней части) этого молодого скопления, в области пространства размером примерно 0.5 парсека (на рисунке отмечена кружком). Т.о. можно сказать, что около половины звезд ядра скопления имеют вокруг себя диски. Если они связаны с процессом образования планетных систем, то нас ждут новые открытия уже в области формирования и эволюции экзопланет.

А. В. Вольф/АлтГПУ, Барнаул