Обнаружены свидетельства существования воды на Марсе Обнаружены свидетельства существования воды на Марсе
3.03.2004 14:07 | Д. Ю. Цветков/ГАИШ, Москва

Ученые, исследующие Марс, сделали вывод, что область Марса, которую изучает марсоход НАСА "Оппотьюнити" (Opportunity), в прошлом была влажной.

На это указывают результаты исследования выхода скалистых пород, проведенные марсоходом. О том, что их образование было связано с водой, свидетельствует как состав этих пород, в которых присутствуют сульфаты, так и особенности их структуры - ниши, в которых росли кристаллы.

"Когда-то через эти скалы текла жидкая вода. Она изменила их структуру и химический состав" - сказал д-р Стив Сквайрс (Steve Squyres) из Корнелльского университета, Итака, штат Нью-Йорк, руководитель исследований, проводящихся с помощью научного оборудования на борту "Оппотьюнити" и его двойника марсохода "Спирит". - "Нам удалось обнаружить явные следы, оставленные водой, и это дает нам уверенность в правильности этого вывода".

Д-р Джеймс Гарвин (James Garvin), ведущий ученый по исследованиям Марса и Луны в Главном управлении НАСА в Вашингтоне, сказал: "НАСА осуществило программу исследований Марса на вездеходах именно для того, чтобы проверить, существовала ли когда-либо в какой-то части Марса постоянно влажная окружающая среда, в которой была бы возможна жизнь. Сейчас у нас есть все основания для волнующего ответа: Да."

"Оппотьюнити" предстоит еще много работы. Кроме того, что скалистые породы подвергались воздействию воды после своего образования, существует возможность, что они сформировались из отложений, возникших из растворов на дне соленого озера или моря. Исследование этого будет основной задачей марсохода.

Первые изображения, которые "Оппотьюнити" передал с места посадки на плато Меридиана пять недель назад, обрадовали исследователей из Лаборатории реактивного движения НАСА в Пасадене, Калифорния. По счастливой случайности космический корабль сел рядом с обнаженным слоем коренной породы на внутреннем склоне маленького кратера.

Робот-геолог провел большую часть трех последних недель, исследуя весь выход пород, а затем приступил к подробному изучению отдельных участков. Марсоход обнаружил очень высокое содержание серы в породе с помощью рентгеновского спектрометра альфа-частиц, который позволяет идентифицировать химические элементы в образце.

"Эта сера находится в форме магниевых, железных и других сульфатных солей" - сказал д-р Бентон Кларк (Benton Clark) из компании Космические системы Локхид Мартин в Денвере. - "Также обнаружены элементы, которые могут образовать хлоридные и даже бромидные соли".

В том же самом месте спектрометр Мессбауера на борту марсохода, который идентифицирует минералы, содержащие железо, обнаружил гидратированный железный сульфатный минерал, известный как ярозит. Эти приборы были изготовлены в Германии. Миниатюрный спектрометр теплового излучения также обнаружил присутствие сульфатов.

Этот спектр, полученный спектрометром Мессбауера, показывает наличие содержащего железо минерала ярозита в образце из камня, названного "Капитан" (El Capitan). Ярозит содержит воду в форме гидроксила.

На Земле скалистые породы с таким высоким содержанием солей, как эти марсианские породы, либо сформировались в воде, либо подвергались длительному воздействию воды после образования. Ярозит свидетельствует о том, что в прошлом эти породы находились в кислотном озере или кислотных горячих источниках.

Свидетельства присутствия воды на основании физических характеристик пород можно разделить на три категории, сказал д-р Джон Гротцингер (John Grotzinger), специалист по геологии осадочных пород из Массачусетского Технологического института в Кембридже: полости, называемые кавернами, шарики и слоистость.

Изображения, полученные панорамной камерой марсохода и камерой, соединенной с микроскопом, показали, что исследовавшийся камень, названный "Капитан" ("El Capitan"), испещрен полостями длиной около сантиметра и шириной, меньше или равной четверти сантиметра, их ориентация по-видимому случайная. Такая характерная структура хорошо знакома геологам - это те места, где в скале, находящейся в очень соленой воде, образуются кристаллы из солей. Когда позже кристаллы исчезают, в результате эрозии или растворения в менее соленой воде, образуются полости, называемые кавернами. В этом случае их форма совпадает с геометрией улетучившихся минералов.

Изображение камня "Капитан" (El Capitan), полученное панорамной камерой "Оппотьюнити". Видны параллельные слои в верхней части камня, содержащие вкрапления сферических образований диаметром от 1 до 2 миллиметров, а также маленькие каверны, имеющие дискообразную форму.

В выход пород вкраплены круглые частицы. Такие шарики могут образоваться при извержениях вулканов, при застывании летящих расплавленных капелек после удара метеорита, или при отложении минералов из растворов внутри пористой, пропитанной водой породы. Наблюдения "Оппотьюнити" показывают, что шарики не концентрируются в определенные слои в выходе, что свидетельствует против их вулканического и метеоритного происхождения, однако не может их полностью исключить.

Изображение шарика, вкрапленного в камень "Капитан", полученное камерой, соединенной с микроскопом.

Слои в породе, лежащие под углом к основному слою - структура, называемая косой слоистостью, может возникнуть в результате действия ветра или воды. Изображения, полученные "Оппотьюнити", показывают признаки, характерные для воздействия воды - малый размер косой слоистости, возможные вогнутые структуры, сформированные волнистыми гребнями подводных хребтов.

Полученные пока изображения не позволяют дать окончательный ответ. Поэтому ученые планируют совершить маневр, чтобы "Оппотьюнити" подъехал ближе к этим образованиям. "У нас есть впечатляющие факты, и мы планируем исследовать эти возможности в ближайшем будущем" - сказал Гротцингер.

Заметка составлена по материалам пресс-релиза НАСА.

Публикации с ключевыми словами: Марс - марсоход - вода на Марсе