The R.A.P. Project (Reviews of Astro-Ph)

Галактики, АЯГ, квазары
(Архив Галактики:
v.2, 2003, v.1, 2002-2003)

Выпуск 202. 17-31 декабря 2008

arxiv:0812.3762 Одновременные наблюдения Sgr A* во время рентгеновской вспышки на H.E.S.S. и Чандре (Simultaneous H.E.S.S. and chandra observations of Sagittarius A* during an X-ray flare)
Authors: H.E.S.S. collaboration: F. Aharonian et al.
Comments: 5 pages, A&A 492, L25 (2008)

Удалось получить одновременные наблюдения черной дыры в центре нашей Галактики во время сильной рентгеновской вспышки. В рентгене поток вырос в 9 раз, а вот в ТэВном диапазоне роста потока не было (можно исключить вспышку с удвоением и более сильным ростом светимости). Это означает, что модели, в которых за кэВный и Тэвный диапазон отвечает одна и та же популяция ускоренных частиц, можно отбросить.

обзор arxiv:0812.3955 Физика коры нейтронных звезд (Physics of Neutron Star Crusts)
Authors: N. Chamel, P. Haensel
Comments: 182 pages, Living Rev. Relativity 11, (2008), 10

Огромный замечательный обзор, посвященный свойствам коры нейтронных звезд. Авторы с одной стороны, детально разбирают всю физику имеющую отношение к делу. С другой - за счет большого объема все разобрано очень ясно и понятно, так что обзор легко читается.

Также обзор можно скачать на сайте Living reviews in relativity.

Выпуск 201. 01-16 декабря 2008

item arxiv:0812.0592 Эволюция Лайман-альфа галактик: звездные населения на z = 0.3 (Evolution of Ly-alpha Galaxies: Stellar Populations at z = 0.3).
Authors: Steven L. Finkelstein et al.
Comments: ApJ, 16 pages, submitted

Наблюдения галактик с эмиссией в линии Лайман-альфа (Lyman alpha emitting galaxies - LAEs) на малых красных смещениях стали возможны относительно недавно с помощью ультрафиолетового космического телескопа GALEX. Данные GALEX для 96 близких галактик с эмиссией в линии Лайман-альфа, находящихся на красных смещениях 0.2 < z < 0.35, впервые опубликовали Deharveng и др. (2008). Авторы данной работы отобрали из названного списка 30 галактик и с помощью кода звездного популяционного синтеза Bruzual & Charlot (2003) попытались промоделировать существующие наблюдательные данные. Расчитанная авторами статьи сетка моделей позволила дать ограничения на возраст и массу звездных населений близких Лайман-альфа галактик.

arxiv:0812.0806 Дихотомия эллиптических и сфероидальных галактик (The elliptical-spheroidal and elliptical-elliptical galaxy dichotomies)
Authors: John Kormendy
Comments: 8 pages

Это краткое изложение результатов автора, опубликованных в ApJS (arxiv:0810.1681). Суть состоит в том, что на т.н фундаментальной плоскости сфероидальные галакктики расположены совсем не так, как эллиптические галактики и балджи. Т.е., сфероидальные галактики - это не карликовые эллиптические. Это другой класс. Соответственно, у них были разные истории формирования.

item arxiv:0812.1225 Влияние TP-AGB звезд на модели иерархического формирования галактик (The impact of TP-AGB stars on hierarchical galaxy formation models).
Authors: Chiara Tonini et al.
Comments: MNRAS, 5 pages, submitted

Излучение звезд промежуточных масс на стадии TP-AGB (Thermally-Pulsing Asymptotic Giant Branch phase) доминирует в близком инфракрасном диапазоне на длинах волн более 5000 A, и учет его важен для корректного моделирования эволюции галатик. Авторы работы провели численное сравнение модели, явно учитывающей этот эффект (см. Maraston 2005), с популярными кодами популяционного синтеза PEGASE и Bruzual & Charlot. Показано, что учет TP-AGB звезд в модельных спектрах существенно изменяет получаемое для галактик соотношение цвет-звездная величина, а так же его эволюцию с красным смещением. Для того, чтобы воспроизвести наблюдаемую светимость галактик в фильтре К без учета излучения TP-AGB звезд требуются гораздо большие звездные массы и, следовательно, более интенсивный темп звездообразования на больших красных смещениях.

item arxiv:0812.2476 Миллиметровый обзор ярких инфракрасных галактик со вспышками звездообразования на z = 2 (A Millimetre Survey of Starburst Dominated Ultraluminous Infrared Galaxies at z = 2).
Authors: J.D. Younger et al.
Comments: MNRAS, 11 pages, 10 figures

В работе представлены наблюдения 12 очень ярких инфракрасных галактик (ultraluminous infrared galaxies - ULIRGs), находящихся на красных смещениях близких к z = 2. Наблюдения были проведены с помощью 30-м радиотелескопа IRAM в миллиметровом диапазоне. Полученные данные, дополненные наблюдениями на длинах волн 70 и 160 микрон, позволили построить спектральные энергетические распределения галактик в далеком инфракрасном диапазоне и, тем самым, дать более точные ограничения на светимость галактик, массу находящейся в них пыли и ее температуру. Авторы особо отмечают эффективность предложенного ими селекционного метода для поиска и отбора галактик такого класса.

item arxiv:0812.2481 Наиболее полный спектроскопический обзор в поле GOODS-N (A Highly Complete Spectroscopic survey of the GOODS-N Field ).
Authors: A. J. Barger et al.
Comments: ApJ, 24 pages

Поле GOODS-N (the Great Observatories Origins Deep Survey-North) является одной из наиболее интенсивно изучаемых площадок на небесной сфере. В данной работе представлен наиболее полный спектроскопический обзор красных смещений 2907 галактик и звезд, наблюдаемых в поле GOODS-N. Ограничения по звездным величинам составили 24.5 звездной величины в фильтре F435WAB и 23.3 звездной величины в фильтре F850LPAB. Результаты суммированы в виде таблиц. Охвачен спектральный диапазон от близкого ультрафиолетового до среднего инфракрасного диапазона. Анализ наблюдательных данных, представленных в данном каталоге, готовится авторами к публикации в следующей работе.

item arxiv:0812.2626 Галактики с активным звездообразованием в Слоановском обзоре: доказательство эволюции металличности (Star-forming galaxies in SDSS: signs of metallicity evolution).
Authors: M.A. Lara-Lopez et al.
Comments: A&A, 4 pages, 3 figures

Используя данные пятого релиза Слоановского обзора (Sloan Digital Sky Survey–Data Release 5), авторы отобрали 207 спиральных галактик на красных смещениях 0.1 < z < 0.4 для исследования вопроса о том, как менялась металличность газа в галактиках близкой светимости в зависимости от их красного смещения. Полученные данные говорят о непосредственной эволюции металличности в спиральных галактиках. В частности, на интервале красных смещений 0.3 < z < 0.4 декремент содержания кислорода 12+log(O/H) составил 0.1 dex. Результат особенно интересен тем, что получен для галактик на малых красных смещениях.

item arxiv:0812.2814 Избыточная плотность галактик на z = 3.7 в поле CDF-S (Overdensities of galaxies at z ~ 3.7 in CDF-S).
Authors: Eugene Kang & Myungshin Im
Comments: ApJ Letters, 5 pages, 3 figures

Данные наблюдений Южного Глубокого Поля Чандра (the Chandra Deep Field South - CDF-S) находятся в открытом доступе, поэтому изучению этой площадки посвящено много работ. Авторы публикации сообщают об открытии ими избыточной плотности галактик на красном смещении z = 3.7. Предположительно, это протоскопление, содержащее более 15 массивных галактик. Область избыточной плотности галактик была обнаружена с помощью метода фотометрических красных смещений на основе отбора галактик-кандидатов на 3.45 < z < 3.85.

!!!Выпуск 200!!!. 14-30 ноября 2008

arxiv:0811.3046 Новые обзоры в рамках SETI по поиску радиоимпульсов (New SETI sky surveys for radio pulses)
Authors: Andrew Siemion et al.
Comments: 9 pages, Acta Astronautica

В Беркли проводится семь обзоров в разных диапазонах (оптика, ИК, радио), связанных с программами SETI. В статье дается обзор новых результатов проектов Astropulse и Fly's Eye.

Fly's Eye проводится на телескопе Аллена (Allen Telescope Array - ATA), а Astropulse - в Аресибо. Первый обзор не слишком чувствительный, зато покрывает большую площадь на небе, второй, напротив, очень чувствительный, но покрывает маленькую область.

Fly's Eye начал работать только в декабре 2007 года. Пока есть лишь 450 часов наблюдений. Зарегистрированы импульсы от известных радиопульсаров, но и только.

Выпуск 199. 01-13 ноября 2008

миниобзор arxiv:0811.0247 Жесткие рентгеновские источники по данным INTEGRAL/IBIS и их изучение (Hard X-ray sources observed by INTEGRAL/IBIS and their science)
Authors: Pietro Ubertini on behalf of the IBIS Survey Team
Comments: 6 pages

Компактный, очень насыщенный обзор, посвященный источникам, обнаруженным на спутнике INTEGRAL. В небольшом объеме суммированы все основные данные по 421 источнику, обнаруженным в диапазоне от 17 до 100 кэВ и включенным в третий каталог INTEGRAL/IBIS. Даны характеристики разных класов объектов и тп.

каталог arxiv:0811.0804 Каталог точечных рентгеновских источников в 383 близких галактиках по данным Чандра (Chandra Acis Survey of X-ray point sources in 383 nearby galaxies I. the source catalogue)
Authors: Jifeng Liu
Comments: 77 pages, 14 figures, 5 tables

Суммируя все наблюдения Чандры автор составляет каталог точечных источников в 383 галактиках до расстояния 40 Мпк. В каталоге более 10 000 источников. Разумеется, более половины из 77 страниц занимают таблицы. Четверть - рисунки. Это первая статья серии. В последуюих статьях автор обещает детальный статистический анализ каталога.

обзор arxiv:0811.1101 Асимметрия спиральных галактик (Lopsided spiral galaxies)
Authors: Chanda J. Jog, Francoise Combes
Comments: 75 pages, 28 figures, to be published in Physics reports

Около трети спиральных галактик асимметричны на уровне выше 10 процентов. Авторы дают подробный обзор по этой теме. В статье приводятся многочисленные данные наблюдений, а также обсуждается, почему возникают такие отклонения от идеальной картины, и почему они важны в динамике и эволюции галактик. Причиной асимметрии может быть аккреция газа или возмущения симметрии гало. Все это потом сказывается на истории образования звезд в галактике и тп.

arxiv:0811.1554 Галактики оказывается проще, чем ожидалось (Galaxies appear simpler than expected)
Authors: M.J. Disney et al.
Comments: 26 pages, 14 figures, Nature, 455, 1082

Авторы исследуют большую выборку галактик на предмет корреляций между основными параметрами (масса, угловой момент, доля барионов, возраст, размер). Авторы обнаруживают корреляции между параметрами. Учитывая, что по их мнению выборка не отягощена эффектами селекции, авторы утверждают, что все параметры должны определяться какой-то одной величиной (это может быть и довольно хитрая комбинация всех параметров, но важно, что она одна для всех).

Выпуск 198. 20-31 октября 2008

миниобзор arxiv:0810.5243 Вклад ИНТЕГРАЛ в изучение блазаров (The contribution of INTEGRAL to blazar science)
Authors: Luigi Foschini, Valentina Bianchin
Comments: 11 pages, 4 figures

Напомню, что блазары - это активные ядра галактик, чей джет направлен практически прямо на нас. В статье дается короткий обзор по блазарам, зарегистрированным приборами спутника ИНТЕГРАЛ. Таковых всего лишь 20 штук.

Выпуск 197. 13-19 октября 2008

arxiv:0810.2125 THINGS: Обзор близких галактик в HI (THINGS: The HI Nearby Galaxy Survey)
Authors: F. Walter et al.
Comments: Accepted for publication in the AJ special THINGS issue

Как видно, обзор настолько актуален, что ему посвящен специальный выпуск AJ. Авторы получили на VLA подробные карты нейтрального водорода для 34 близких галактик. По изверениям скоростей можно восстанавливать кривые вращения. Вообще, получена масса информации.

Разумеется, остальные статьи из этого специального номера также потихоньку выкладываются в Архив. Следите, кому интересно.

каталог arxiv:0810.2206 Roma-BZCAT: всеволновой каталог блазаров (Roma-BZCAT: A multifrequency catalogue of blazars)
Authors: E. Massaro et al.
Comments: 7 pages, A&A in press

Авторы представляют сборный каталог данных по блазарам, полученных в разных диапазонах. В сязи с запуском GLAST-Fermi и работой ряда наземных гамма-установок все это очень актуально и полезно. Сам каталог доступен тут.

обзор arxiv:0810.2923 Галактические и внегалактические магнитные поля (Galactic and extragalactic magnetic fields)
Authors: Rainer Beck
Comments: 14 pages, 14 figures, to be published in "High energy gamma-ray Astronomy"

Хороший обзор по магнитным полям. Много фактических данных, иллюстраций и ссылок. Формул нет - одна феноменология. Читается легко.

Выпуск 196. 01-12 октября 2008

arxiv:0810.1522 Различия и сходства холодных гало темного вещества (The diversity and similarity of cold dark matter halos)
Authors: Julio F. Navarro et al.
Comments: Submitted to MNRAS

Авторы представляют результаты проекта Aquarius по моделированию образования галактик. Формирование галактик - это, в первую очередь, формирование гало темного вещества. В представляемых моделях гало состоит из более чем миллиарда частиц, а в начальном моделировании участвовало более 4 миллиардов частиц (просто не все в конце счета входят в состав гало). Обнаружено небольшое систематическое отклонение от теоретических профилей Наварро, Френка и Вайта, которые активно используются в разных моделях (все трое, кстати, входят в число авторов обсуждаемой статьи).

Выпуск 195. 12-30 сентября 2008

arxiv:0809.2602 Поиск самых массивных галактик. II. Структура, окружение и образование (A Search for the Most Massive Galaxies. II. Structure, Environment and Formation)
Authors: M. Bernardi et al.
Comments: 21 pages, 19 figures, accepted for publication in MNRAS

Авторы исследуют выборку из 43 галактик ранних типов по данным SDSS. Критерием отбора была дисперсия скоростей выше 350 км в сек. Детальные наблюдения на Хаббле уменьшили выборку на половину, так как оказалось, что это просто близкие галактики. Оставшаяся половина - это в самом деле объекты с большими дисперсиями. Правда, ни у одной галактики она не превосходит 400-450 км в сек. Отобранные галактики представляют собой довольно интересный класс: это компактные, самые массивные и самые плотные галактики. Они выпадают из многих хорошо установленных корреляций для галактик ранних типов.

См. также статью arxiv:0809.2609, которая продолжает цикл работ этой группы. В ней рассматривается структура массивных галактик.

миниобзор arxiv:0809.4268 Кинематическая структура магеллановой системы (Kinematical Structure of the Magellanic System)
Authors: Roeland P. van der Marel et al.
Comments: 12 pages, including 1 figure. Invited review to be published in Proceedings of IAU Symposium 256, The Magellanic System: Stars, Gas, and Galaxies, Jacco Th. van Loon & Joana M. Oliveira, eds. 2009 (Cambridge: Cambridge University Press)

Мы пока все-таки не очень хорошо представляем себе историю совместной жизни нашей Галактики и ее ближайших крупных спутников - Магеллановых облаков. В небольшом обзоре авторы суммируют имеющуюся информацию (с упором на свои исследования).

Согласно авторам, Магеллановы облака имеют достаточно большую скорость (это измерено по наблюдениям на Хаббле). Значит, они лишь первый раз пролетают мимо Млечного пути. Хотя, вывод завязан на оценку полной массы нашей Галактики (включая гало темной материи). Но в любом случае т.н. Магелланов поток, по мнению авторов, не может быть просто приливным хвостом.

См. также две другие, более короткие, заметки той же группы: arxiv:0809.4263 и arxiv:0809.4265.

Выпуск 194. 01-11 сентября 2008

миниобзор arxiv:0809.0050 Обзоры галактик на больших красных смещениях (High redshift galaxy surveys)
Authors: Masanori Iye
Comments: Plenary talk given on 25 June at the SPIE 2008 symposium on "Astronomical Instrumentation" in Marseiile, 10 pages, SPIE Proc. 7016, 701602, (2008)

Небольшой, но содержательный обзор с большим числом ссылок, посвященный различным методам поиска и наблюдений галактик на больших красных смещениях. Методы включают в себя поиск лайман-альфа-эмиттеров, поиск по лаймановскому завалу, исследование гравитационных линз, исследования квазаров и хозяйских галактик гамма-всплесков.

arxiv:0809.0125 Что же Хаббл действительно имел ввиду под ранними и поздними типами: просто более или менее сложную видимую структуру (What Hubble really meant by late and early type: simply more or less complex in appearance)
Authors: I. K. Baldry
Comments: 3 pages, 2 figures, using MNRAS style file; to appear in RAS journal Astronomy & Geophysics (A&G), scheduled for October 2008 issue

Любопытная короткая заметка.

Все знают камертон Хаббла. Достаточно часто можно прочесть, что Хаббл подразумевал это как эволюционную последовательность от галактик ранних типов (эллиптических) к поздним. Автор показывает, что это не так.

Точно также как ранние и поздние типы звездных спектров отражают лишь их менее (ранние) или более (поздние) структуру, так же и классификация галактик не подразумевает последовательности во времени, а лишь говорит о внешнем виде. Хотя Хаббл и пишет, что подразумевание временной последовательности на совести автора.

Обсудить в ЖЖ-сообществе ru_astroph
Обсудить на Астрофоруме в Научной панораме.

миниобзор arxiv:0809.0513 Образование и эволюция дисковых галактик (Formation and evolution of disk galaxies)
Authors: Joseph Silk
Comments: 9 pages, to appear in The Galaxy Disk in Cosmological Context Proceedings IAU Symposium No. 254, 2008, J. Andersen, J. Bland-Hawthorn & B. Nordstrm, eds

Небольшой обзор, в котором обсуждается, как находят свое объяснения некоторые базовые феноменологические соотношения (например, Талли-Фишера). Обзор интересен набором простых формул и пояснений, которые показывают, как в довольно простых моделях можно описать основные этапы эволюции дисковых галактик.

Выпуск 193. 15-31 августа 2008

arxiv:0808.3772 Близкие массы у галактик-спутников Млечного Пути (A common mass scale for satellite galaxies of the Milky Way)
Authors: Louis E. Strigari et al.
Comments: 19 pages, 3 figures. Includes supplementary information. Nature 454:1096-1097, 2008

Сейчас у нашей Галактики известно 23 карликовых спутника. Модели формирования структуры и галактик предсказывают, что у галактики типа нашей должно быть гораздо больше гало-спутников (тысячи!). Эти гало темной материи (плюс сколько-то обычной) с массами до миллиона солнечных и даже меньше. Почему же мы их не видим?

Авторы определили массы для 18 спутников. Оказалось, что несмотря на различие в светимости в несколько порядков, массы у карликовых спутников весьма схожи и составляют около 10 миллионов солнечных (внутри центральных 300 парсек). Разумеется, основная доля массы связана с темным веществом. Соответственно, во-первых, самые слабые спутники - это наиболее доминированные темной материей галактики. А во-вторых, более легкие объекты - уже как бы и не галактики.

Отмечу, что конечно не надо воспринимать число 10 миллионов солнечных масс как какой-то абсолютно жесткий предел. В выборке есть, например, галактика Leo IV с массой 3.9+5/-3 миллиона солнечных. Так что это именно характерный масштаб минима