Счастлив тот, кто знаком с астрономией Счастлив тот, кто знаком с астрономией
10.03.1997 17:35 | К.А. Порцевский/Вселенная и Мы

Величайшие плавания, которые совершили Колумб, Васко да Гама и Магеллан, были возможны только потому, что путешественники в совершенстве владели искусством кораблевождения. Покажем это на примере Христофора Колумба (1451Ц1506 гг.), открывшего Америку. Он совершил четыре плавания через Атлантический океан и открыл Багамские острова, Кубу, Гаити, Антильские острова и побережье Южной и центральной Америки. Колумб проявил себя как опытный моряк, то есть сочетал в себе качества капитана, астронома и кормчего.

Кораблевождение в открытом море немыслимо без знания астрономии. Определять местоположение корабля в то время, когда плавал Колумб, можно было по Солнцу, Луне и звездам. Для этого существовали инструменты (еще не телескопы), позволявшие проводить измерения углов между звездами, Луной и Солнцем. Уже существовал прибор астролябия, с помощью которого можно было измерять как азимуты, так и зенитные расстояния светил, а тем самым, широты и долготы. В каком же состоянии была европейская астрономия в то время? Какими астрономическими познаниями располагал Колумб?

Самым известным в то время был трактат "Сфера Мунди" (Сфера Вселенной), написанный Джоном Галифаксом (умер в 1256 г. в Париже), который писал под псевдонимом Иоганн Сакробоско. "Сфера Мунди" - сочинение о небесной сфере и явлениях, происходящих из-за ее суточного вращения. Книга пользовалась популярностью в течение 3-4-х столетий. Этот трактат Колумб тщательно проштудировал.

Центрами науки в Европе того времени были Италия, Австрия и Германия. Живший в Вене Георг Пурбах (1423-1461 гг.) первым в Западной Европе изложил птолемеевскую теорию эпициклов в своей книге "Новая теория планет". Его учеником был Иоганн Мюллер (1436-1476 гг.) из Кенигсберга. Немецкое название Кенигсберг (Королевская гора) на латинском звучит как "Монте Регио". Иоганн Мюллер из Кенигсберга в ученом мире получил имя Иоганн де Монте Регио. В астрономической литературе, которая издавалась на латыни, он известен как Региомонтан.

Региомонтан вместе с Пурбахом в 1456-1461 гг. провел много наблюдений затмений, комет, определений солнечных высот в разное время года.

После смерти Пурбаха Региомонтан в 1471 году поселился в городе Нюренберге. Мастера этого города сооружали первоклассные астрономические измерительные инструменты. В Нюренберге находилась одна из первых типографий, созданная после недавно изобретенного Гутенбергом книгопечатания. Здесь же Региомонтан основал собственную типографию, приспособленную к печатанию таблиц и чертежей для астрономических книг. Он выпустил в 1473 г. книгу Пурбаха о планетной теории и тщательно вычисленные им календари на латинском и немецком языках.

В календарях помещались сведения о фазах Луны, солнечных и лунных затмениях, другие астрономические сведения. В добавление к ним он издал свои "Эфемериды", в которых приведены его вычисления положений Солнца, Луны и планет на 32 года вперед: с 1475 по 1506 год. В "Эфемеридах" содержались также астрономические данные для определения долготы и широты на море. Для этого Региомонтан изобрел новый метод "лунных расстояний". Превосходство таблиц, составленных этим методом было так велико, что мореплаватели (в том числе Колумб) ими и пользовались. Региомонтан рассчитал также таблицу синусов от 0ш до 90ш через каждую минуту.

По этим таблицам для любого угла, измеренного в градусах и минутах, можно было непосредственно получить значение синуса. В практике мореплавания это означало, что угол светила, измеренный с точностью до 1', давал возможность определить широту с точностью до двух километров.

Региомонтан также построил точные приборы для измерения углов между светилами - трикветрум Региомонтана и посох Якова. Трикветрум - укрепленный на Земле стационарный прибор, предназначенный для измерения на небе высоты Солнца с точностью до 1'. Посох Якова - измерительный прибор, который наблюдатели держали в руках, измеряя углы между светилами. Этот прибор использовался мореходами для измерения высоты Солнца или звезды над горизонтом. Те же таблицы Региомонтана использовались для обработки измерений с посохом Якова.

Все это знал Колумб и мог пользоваться инструментами для определения координат корабля и счисления пройденного пути.

В это же самое время во Флоренции жил известный астроном и географ Паоло Тосканелли (1394-1482 гг.), который в 1433-м, 1449-м, 1456-м и в последующие годы проводил систематические измерения положений комет среди звезд. Колумб в 1474 г. обратился к Тосканелли за советом относительно того, как найти кратчайший путь в Индию.

В своем ответе Тосканелли написал о наиболее коротком пути через Атлантический океан: "Я знаю, что существование такого пути может быть доказано на том основании, что Земля - шар... Люди, плывущие неуклонно на запад, достигнут восточных стран за океаном в другом полушарии..."

В следующем письме Тосканелли сообщал Колумбу: "Я считаю ваш проект плавания от востока к западу, согласно указаниям на моей карте и еще более очевидным на глобусе, проектом благородным и великим. Мне приятно видеть, что меня хорошо поняли".

Ошибка Тосканелли состояла в том, что он почти вдвое преувеличивал протяжении Азии с запада на восток и соответственно преуменьшал водное пространство между западом Европы и Китаем.

Историки говорят, что эта величайшая ошибка привела к величайшему открытию. Правда, у них есть сомнения в существовании переписки Колумба и Тосканелли, ее считают выдумкой некоторых биографов. Но так или иначе астрономические и географические познания Колумба были на уровне знаний того времени. На собственном опыте Колумб убедился в ненадежности компасной стрелки для точного определения направления и говорил: "Существует лишь одно безошибочное корабельное исчисление - астрономическое. Счастлив тот, кто с ним знаком."

Колумб плыл через Атлантику и Канарские острова, считая что от них до Японии примерно 5000 км. Но острова остались давно позади, а берега все не было. Опасаясь, что команда взбунтуется, убоявшись далеко удаляться от европейского берега, Колумб, который сам с помощью астролябии определял координаты корабля, прибегнул к хитрости. В корабельный журнал он заносил уменьшенные данные о пройденном пути, а в свой личный - верные. Так, например, 10 сентября 1492 г. записано: "За сутки пройдено 60 лиг, а исчислено 48 лиг, чтоб не наводить на людей страх". Подобные записи есть и на других страницах дневника.

Вот еще одно применение Колумбом астрономических знаний и использования "Эфемерид" Региомонтана.

Это случилось во время четвертого путешествия Колумба (1502-1504 гг.). Тогда он задумал кругосветное плавание, в которое взял с собой брата Бартоломео и тринадцатилетнего сына Эрнандо.

Флотилия состояла из 4-х судов с экипажем из 150 человек. Во время этого плавания Колумб открыл Карибский берег Америки.

Путешествие было трудным. К весне 1503 года у Колумба осталось только два корабля. Остальные прохудились, и их пришлось бросить. Летом 1503 года Колумб добрался до северного берега Ямайки. Там он вынужден был посадить на мель свои тонущие корабли и остаться жить на них.

Прошло несколько месяцев. Продукты и вода кончились. Часть моряков разбрелась по острову, грабя индейские селения. Тогда, убедившись, что белые пришельцы - не друзья, индейцы перестали доставлять пищу людям Колумба. Трудно было и с водой. Вот тут вновь пригодились Колумбу его астрономические познания, в том числе сведения из "Эфемерид" Региомонтана.

Однажды под вечер, Колумб пригласил вождей индейцев-караибов и сказал им, что если они не подчинятся ему, адмиралу, и не будут снабжать его пищей и водой, то он, великий белый вождь, сегодня похитит с неба Луну, и индейцы без нее погибнут. Но вожди усмехнулись и, не поверив в могущество Колумба, ушли. Вечером взошла полная Луна. Все было как всегда. Когда же стал меркнуть лунный свет, а на Луну наползать темная красная пелена, туземцев охватил неописуемый ужас. Колумбу были спешно доставлены продукты, а караибские вожди стали умолять белого вождя вернуть им Луну. Колумб согласился вернуть Луну и тем спасти индейцев. И действительно, вскоре Луна освободилась от кровавого цвета и снова засияла во всем блеске.

Лунное затмение, наблюдавшееся в Европе около полуночи 1 марта 1504 года, на Ямайке началось после 6 часов вечера в последний день февраля.

...Только в июне 1504 года, когда Колумб потерял всякую надежду выбраться живым с Ямайки, туда прибыл корабль, снаряженный за его, адмирала, счет.

Публикации с ключевыми словами: Колумб - лунное затмение