<< Титульный лист | Оглавление | 2. Проекты поиска экзопланет >>

1. Введение

В последние 8 лет за пределами Солнечной системы было открыто более 100 больших планет (экзопланет) - на порядок больше, чем их найдено в Солнечной системе. В 1995 г. произошло историческое событие - открытие первой экзопланеты 51 PEG. Затем в среднем каждые два месяца с помощью телескопических наблюдений обнаруживалось по одной планете, а начиная с 1997 г. число открытий удвоилось. В последнее время темп открытий экзопланет (и кандидатов в коричневые карлики) неуклонно увеличивается. С учетом технического прогресса и улучшения методик поиска следует ожидать уже к 2005 г. число подобных объектов достигнет 1000. Экстраполируя указанную оценку, полученную вблизи Солнца (в окрестности ~100 световых лет), на общее число больших планет в нашей Галактике, получим 1010. Подавляющее число открытых экзопланет значительно крупнее Юпитера, однако, по-видимому, это является следствием эффекта селекции (планеты гиганты легче обнаружить).

На сегодняшний день существует следующие методы обнаружения экзопланет.

Более подробно эти методы будут рассмотрены ниже.

Рис. 1.

Существуют (обсуждаются и разрабатываются) шесть специализированных космических проектов по поиску менее крупных экзопланет - планет земного типа. Пока не существует общепризнанной и непротиворечивой (законченной) теории образования планет и кратных звездных систем (включая и компоненты в виде промежуточных форм - коричневых карликов с массой ~0.05 масс Солнца). Считается, что звезды с относительно небольшими массами, расположенные правее главной последовательности, могли некогда быть членами кратных звездных систем, и что большая часть этих систем распалась под действием приливных сил. Но за счет захвата межзвездной газопылевой материи эти звезды могли создавать свои планетные системы. С другой стороны, звезды могут терять далекие планеты, имеющие с ними слабую гравитационную связь. Кроме больших планет около звезд могут существовать также и значительное количество более мелких тел (астероидов, комет и т.п.).

Конфигурация больших и малых планет Солнечной системы свидетельствует о том, что на их динамическую эволюцию существенное влияние оказывают эффекты орбитальных резонансных взаимодействий. В ряде случаев (при либрационных типах движений) резонансные эффекты могут приводить к возникновению устойчивых орбитальных движений. Следовательно, имеются определенные основания предполагать, что орбитальные резонансы должны быть широко распространены не только в Солнечной системе, но и в других звездных системах.

<< Титульный лист | Оглавление | 2. Проекты поиска экзопланет >>