Ученые сделали будущее еще чернее Ученые сделали будущее еще чернее
21.02.2003 13:36 | Phys.Web.Ru

Британские ученые создали самый черный в мире цвет - он в 25 раз чернее обычного.

Сверхчерное покрытие изобрела Национальная физическая лаборатория (NPL) в Лондоне. Оно поглощает 99,7% света, а потому является самой черной на планете поверхностью, отражающей минимальное количество света.

Существующие промышленные черные покрытия абсорбируют максимум 99,4% света. Самая хорошая черная краска - лишь 97,5%. Черная краска, которой напечатаны буквы в газете, поглощает 95-96% света. Под определенным углом новое покрытие, получившее название NPL Super Black, отражает в 25 раз меньше света, чем существующие образцы конкурентов.

Это открытие позволит резко изменить конструкцию таких оптических приборов, как телескопы, спектроскопы и радиометры, в которых черная краска применяется для того, чтобы минимизировать влияние случайного света.

Новое покрытие создано на основе сплава никеля и фосфора. Оно очень устойчиво, сохраняет свои качества даже при очень низких температурах, например в космосе. Ученые считают, что оно позволит повысить точность таких орбитальных инструментов, как космический телескоп "Хаббл". Агентство скоростных трасс надеется, что это вещество можно будет использовать для покрытия дорожных знаков.

Однако производить на основе этого покрытия краску или чернила невозможно, потому что технологический процесс очень сложен.

Как рассказал журнал New Scientist, объект на пять часов помещается в раствор сульфата никеля и гипофосфита натрия. В результате на поверхности образуется слой никеля и натрия. Потом объект погружается в азотную кислоту, которая делает слой металлов сверхчерным.

Ричард Браун, старший научный сотрудник NPL, руководивший исследованиями, сказал: "NPL Super Black может применяться в самых разных областях науки и технологии. Новое покрытие имеет множество преимуществ. Одно из преимуществ состоит в том, что оно не трескается при самых низких температурах".

Покрытие можно применять при создании устройств, с помощью которых космические спутники определяют свое местонахождение по звездам. Это устройство состоит из трубки длиной 50 см, окрашенной черной краской. Черная краска поглощает случайный свет, позволяя следить за звездами. Благодаря NPL Super Black эта трубка будет в три раза короче, космические спутники станут легче, запуск из будет обходиться дешевле.

Некоторые художники тоже заинтересовались новым покрытием. "Это очень красивая поверхность, - подчеркнул Найджел Фокс, ведущий оптик NPL. - Похоже на черный бархат".
Инопресса