<< Наиболее достоверные исторические сверхновые | Оглавление | Другие возможные сверхновые и ложные кандидаты >>

Возможные исторические сверхновые до 1000 года нашей эры

Другие звезды-гостьи большой длительности, наблюдавшиеся в Китае до 1000 года нашей эры, возможно, являющиеся сверхновыми, приходятся на 393, 386, 369 и 185 годы. Далее мы кратко обсудим их.

Рис. 3.Область астеризма Нанмен, рядом с которым вспыхнула сверхновая 185 года. Показаны положения ярких звезд $\alpha$ и $\beta$ Центавра, как считается, входивших в этот астеризм, а также более слабая $\epsilon$ Центавра. Кружками отмечены центроиды известных галактических остатков сверхновых, некоторые - с дополнительными крестами и метками. Сплошной линией показан галактический экватор.

Новые звезды 393, 386 и 369 годов появлялись в конце царствования китайской династии Цзинь. Все три объекта упоминаются в астрономических трактатах династий Сон и Цзинь ("Соншу" и "Цзиньшу"). Однако, оба этих источника явно показывают общее происхождение информации об этих звездах. Звезда-гостья 393 года была видна в течение примерно 8 месяцев, и потому может быть сверхновой. Вспыхнула она в астеризме Уэй, лежащем вблизи галактического экватора. В этой области находятся несколько остатков сверхновых, потому положение ее точно определить не удается. Новая звезда 386 года была видна от 60 до 115 дней, потому нельзя исключать возможности того, что это была обычная новая. Однако, вариант сверхновой также возможен. Положение ее не вполне ясно - она могла находиться вблизи группы звезд Нанду (лежащей вблизи экватора), или же просто на том же прямом восхождении, что и эта группа звезд. В последнем случае, хотя одна из координат известна, вторую определить нельзя; в первом же возможны несколько подходящих отождествлений остатков этой сверхновой, из которых G11.2-0.3, скорее всего, является наиболее подходящим кандидатом. О звезде-гостье 369 сообщается немногое. Она была видима в течение 5 месяцев, однако положение ее известно очень плохо. Если она находилась вблизи галактического экватора, весьма вероятно, что это была сверхновая, если же нет, она, скорее всего, была медленной новой.

Наиболее ранняя новая звезда, которая заслуживает рассмотрения как кандидат в сверхновые, наблюдалась в Китае в 185 году нашей эры. Информация о ней дошла в единственном источнике, "Ху Хэншу", составленном в конце третьего века. Сообщается, что новая звезда была видима как минимум 8 месяцев, или даже 20 месяцев (в зависимости от интерпретации части текста как "следующий год" или же "год после следующего"). Сообщается также, что звезда находилась в астеризме Нанмен. Хотя некоторые авторы и подвергают сомнению отождествление этого астеризма, сравнение с текстами и звездными картами той эпохи свидетельствует в пользу обычного его отождествления со звездами $\alpha$ и $\beta$ Центавра, лежащими вблизи галактического экватора. Остаток G315.4-2.3 является главным кандидатом для остатка этой сверхновой среди всех остальных, лежащих в данной области - см. рис.3 - хотя надо заметить, что в этом районе находятся несколько малоизученных на сегодняшний день остатков вспышек сверхновых.

Публикации с ключевыми словами: история астрономии - Сверхновые - остаток Сверхновой - исторические сверхновые