На первую страницу
Предыдущая  Вверх  Следующая

Астрофотометр Набокова. 22

Прибор служит для определения яркости звезды путем сравнения ее яркости с известной яркостью какой-нибудь звезды или с яркостью искусственной звезды. Устроен прибор следующим образом. Два стержня прямоугольного сечения соединены друг с другом под прямым углом (рис. 87).

Рис.87
Длина одного стержня (AB) 70 см, длина другого (CD) около 50 см. Последний имеет деления на сантиметры, и на нем имеется ползушка с маловольтной лампочкой. Лучи света от этой лампочки проходят сначала через голубой светофильтр и матовое стекло, затем через очень маленькое отверстие, сделанное кончиком иглы в тонкой цинковой или медной пластинке. Диаметр отверстия - порядка десятых долей миллиметра; указанная пластинка должна находиться приблизительно в 10-15 см от места соединения стержней. Часть освещенного матового стекла, видимая через маленькое отверстие, рассматривается как искусственная звезда. Светофильтры изготовляются из отфиксированных фотопластинок, которые окрашиваются в различные оттенки анилиновой голубой краской. При наблюдениях подбирают светофильтр под тон исследуемой звезды. Диоптр привинчивается на конце A. Делается он из металлической пластинки с круглым отверстием в 4 мм. Чтобы лучи от искусственной звезды направлялись к диоптру, на стержне AB в том месте, где соединяются оба стержня, укрепляется тонкая стеклянная пластинка (отмытый негатив) под углом в 45o к направлению AB.

Во время наблюдений глаз защищают от постороннего освещения; на лампочку надевают картонный колпачок с отверстием в 0,5 см, обращенным к матовому стеклу.

Астрофотометр устанавливается на штативе, допускающем наблюдения любых видимых глазом звезд. Прибор позволяет увидеть рядом как искусственную звезду, так и небесную. Пользуются прибором так. Сначала направляют его на какую-нибудь небесную звезду, яркость которой хотят определить; передвигая ползушку рукой или с помощью шнура, добиваются одинаковой яркости искусственной звезды с яркостью наблюдаемой небесной. Измеряют расстояние от лампочки до матового стекла. Затем наводят прибор на другую звезду, яркость которой известна и опять подгоняют яркость искусственной звезды до одинаковой яркости с визируемой. Узнают новое расстояние от матового стекла. После этого вычисляют яркость первой звезды.

Обозначим через mo - яркость искусственной звезды, когда расстояние лампочки от матового стекла равно 1 см,d1 и d2 - отсчеты шкалы расстояний в см в первом и втором случаях, x - яркость неизвестной звезды, М - яркость небесной звезды, взятая из звездного каталога (см. постоянную часть Русского астрономического календаря, изд. 4-е, отд. VI, таблицы).

Яркость искусственной звезды в первом случае выразится \( \frac{m_{0}}{d_{1}^{2}} \). Для второго случая, когда визировали известную по яркости звезду, яркость искусственной звезды выразится: \( \frac{m_{0}}{d_{2}^{2}} \). При равенстве яркостей искусственной и небесной звезд имеем:

\( x=\frac{m_{0}}{d_{1}^{2}} \), \( M=\frac{m_{0}}{d_{2}^{2}} \); \( \frac{x}{M}=\frac{d_{2}^{2}}{d_{1}^{2}} \); \( x=M\frac{d_{2}^{2}}{d_{1}^{2}} \).

Для контроля следует повторить наблюдение звезды известной яркости, чтобы убедиться в постоянстве накала лампочки.

Рис.88
При помощи данного фотометра можно не только узнавать яркость какой-нибудь звезды, но и исследовать изменение яркости переменных и новых звезд, составляя соответствующий график. Можно с этим же прибором поставить работы и по определению яркости планет. Подробности можно найти в журнале "Физика и математика в трудовой школе" за 1928 г., стр. 117-120. При устройстве астрофотометра Набокова мною сделаны следующие изменения: к ползушке (рис. 88) прикреплен карманный электрический фонарик с батарейкой, закрываемый чехлом с отверстием. Стержни фотометра расположены не под прямым углом друг к другу, а под острым углом, что создает болыпое удобство при передвиганий ползушки просто рукою, так как в этом случае ползушка находится ближе к наблюдателю. Отражающая пластинка при этом, разумеется, должна быть поставлена так, чтабы в визирное отверстие была видна искусственная звезда.

Предыдущая  Вверх  Следующая