На первую страницу
Предыдущая  Вверх  Следующая

ПРЕДИСЛОВИЕ.

Возбуждая у учеников захватывающий интерес, астрономия требует для понимания даже самых первоначальных сведений достаточной подготовки по элементарной математике и способности оперировать различными пространственными представлениями. Никто, пожалуй, не будет считать астрономию легким учебным предметом. Трудна она и для учащихся, трудна она и для учителя. Понадобится много усилий, чтобы заменить в сознании ребят вздорные, путаные, детски-наивные взгляды, относящиеся порой к идеалистическому миропониманию, - стройной материалистической системой астрономических воззрений.

Одной из основных задач учителя, и притом также довольно затруднительной, будет организация обязательных астрономических наблюдений. Без этих наблюдений и простейших измерений скучна и мертва будет школьная астрономия. К большому сожалению, практические занятия по астрономии во многих случаях срываются. Причин этого очень много. В больших городах бывает трудно найти место, с которого удобно было бы наблюдать небо: высокие здания закрывают небо, мешает яркое городское освещение. Выход с учащимися на городскую площадь, парковую поляну, берег реки не всегда возможен и удобен.

Трудно бывает также найти такой вечер, когда и учащиеся свободны и небо ясное.

Допустим, что в этом отношении имеется удача, однако, оказывается, что и небо не всегда позволяет увидеть то, что хотел бы показать учитель в связи с изучаемым курсом. Наблюдению туманностей может помешать полная Луна; в это же время полнолуния нельзя будет познакомиться с рельефом лунной поверхности; хотелось бы показать кольцо Сатурна или систему Юпитера, но может оказаться, что в данный вечер эти планеты не видны над горизонтом и взойдут значительно позже. Задерживать же учащихся до глубокой ночи, чтобы посмотреть интересный объект на небе, совсем недопустимо. Все это сказывается на наблюдениях, которые приобретают случайный, несистематический характер; объяснения, даваемые попутно во время таких наблюдений, оказываются неспешными и потому иногда малопонятными.

В связи с указанными трудностями было бы крайне важно распределить астрономические наблюдения на возможно большем промежутке времени. Нельзя ограничиваться только тем малым периодом наблюдений, когда астрономия изучается в школе; надо сделать так, чтобы была возможность производить предварительные астрономические наблюдения в течение нескольких лет до времени изучения астрономии в школе.

Для привлечения внимания к этому делу и для организации наблюдений необходимо регулярно вывешивать в школе на видном месте астрономические объявления, в которых давались бы учащимся указания, относящиеся к виду неба, перечислялись бы интересные объекты для наблюдений и сообщалось бы, где и как можно все это наблюдать. Лучше всего устроить для этих объявлений специальный красиво оформленный щит. Было бы неплохо, если бы каждый учащийся снабжался небольшим астрономическим дневником, который он по мере возможности заполнял бы в течение ряда лет своего пребывания в школе.

Как для этих наблюдений, так и для иллюстрации курса астрономии при изучении его, понадобятся различные приборы и пособия. Совершенно нельзя терпеть такого положения, когда единственными пособиями по астрономии бывают малопонятные произведения, создаваемые учителем при посредстве мела, тряпки и классной доски. Учителя знают, как быстро при таких условиях гибнет тот живой интерес, с которым обычно приступают учащиеся к изучению астрономии. Чтобы этого не случилось, надо создать при школе хорошо оборудованный астрономический кабинет или, если не найдется отдельного помещения, хотя бы уголок астрономии при физическом кабинете.

При его устройстве следует использовать довольно богатое наследие в области разного рода пособий по астрономии, оставленное нам целым рядом преподавателей и, к сожалению, частично совсем забытое. Некоторые из этих энтузиастов-учителей: Дубровкий, Баранов, Соковнин дали целые коллекции новых астрономических приборов. Огромную работу проделал в Калинине преподаватель Платонов, создав астрономическую вышку и организовав на ней серьезно поставленные практические занятия. Много ценных указаний методического и технического характера дали нам Александров, Красиков, Ройтман, Набоков, Якобсон, Чикин, Муратов и др. Весь этот богатый материал заслуживает того, чтобы изучить его с точки зрения методики астрономии и ввести в современную школьную практику то, что окажется в нем полезным и ценным.

Такой работой частично занимается кабинет методики астрономии Ленинградского областного педагогического института. Как результат этого изучения различных типов астрономических пособий читателю предлагается данная книга. В ней автор позволил себе дать также описание приборов своей конструкции и внес некоторые более или менее существенные изменения в конструкции приборов других авторов. Книга писалась с горячим желанием помочь учителю в устройстве и использовании школьной коллекции астрономических пособий.

Доцент А. М. Смирнов.

Ленинградок, обл. пед. ин-т им. тов. Бубнова. 28 апреля 1935 г.

Предыдущая  Вверх  Следующая