Rambler's Top100Astronet    
  по текстам   по ключевым словам   в глоссарии   по сайтам   перевод   по каталогу
 

На первую страницу Современная астрономия и методика ее преподавания
<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

Методические рекомендации по проведению наблюдений нестационарных явлений на Луне

Мелешков С.С.
Омский планетарий

На основе 26-летней практики наблюдений нестационарных явлений в творческой лаборатории "Сияние" и существующей методики мной были разработаны методические рекомендации по организации наблюдений нестационарных явлений (далее НсЯ). В рекомендациях можно выделить три "маршрута" подготовки наблюдателей, в зависимости от технического оснащения:

а. Группа визуального наблюдения (телескоп);
б. Группа фотопатруля (телескоп, фотоаппарат);
в. Группа видеопатруля (телескоп, видеокамера, компьютер).

Каждый из "маршрутов" состоит из четырех модулей.

1. Теоретическая подготовка, состоящая из двух частей:

- изучение деталей лунной поверхности и изменения их видимости при различных фазах Луны (общая для всех наблюдателей);
- изучение оборудования, с помощью которого будут проводится наблюдения (телескоп, фотоаппаратура, видеотелескоп).

Изучение деталей лунной поверхности состоит из:
- Подробного ознакомления с топографией Луны (изучению подлежат около 250 объектов).
- Изучения поверхности Луны в телескоп. При этом отмечается время поиска данного объекта, чтобы при последующих наблюдениях время поиска сократить до минимума. Особое внимание уделяется наблюдениям Луны в полнолуние, что сокращает время ориентации при наблюдении НсЯ во время лунного затмения.
- Изучения поверхностной яркости объектов, приобретения навыков работы с таблицей яркости объектов, отождествления этих объектов на карте и далее при наблюдении Луны.
- Поиска мелких деталей путем сравнения с картой, при различных фазах Луны описания окрестностей объектов, замеченных ранее в нестационарности. Выбирается несколько активных областей на Луне, составляется краткое описание этих объектов. При этом особое внимание уделяется: возрасту, геологическому строению объекта и характеру НсЯ, наблюдавшихся в них.

Для проведения подготовки нами используется следующий материал:
- атласы, крупномасштабные карты, контурные карты Луны,
- фото- и видеокаталоги, альбомы (этот методический материал является наиболее важным для подготовки групп фото- и видеонаблюдения),
- компьютерный тренажер, разработанный нашим коллективом,
- игры, лабораторные работы.

После изучения деталей лунной поверхности каждый наблюдатель (независимо от группы, за которой он был закреплен) должен уметь:
- находить и отождествлять объекты лунной поверхности с минимальным сроком поиска искомого объекта;
- регистрировать изменения яркости, внешнего вида объектов.

Проверка знаний проводится с помощью компьютерной программы, тестирующей наблюдателя на различных этапах подготовки. Результаты проверки автоматически сохраняются, что позволяет проследить повышение квалификации на различных стадиях подготовки.

Изучение оборудования, на котором будут проводится наблюдения каждой группы, зависит от "маршрута", выбранного наблюдателем.

Наблюдатель группы визуального наблюдения должен знать:
- устройство телескопа;
- уметь подбирать увеличение для наблюдения тех или иных объектов в зависимости от фазы Луны.

Наблюдатель группы фотографического наблюдения, должен знать:
- устройство телескопа и фотоаппарата;
- способы фотографирования (фокальная, внефокальная съемка), их преимущества и недостатки для различных видов работы;
- интервалы экспозиции в зависимости от чувствительности пленки и фазы Луны.

Наблюдатель группы видеонаблюдения, должен знать:
- устройство телескопа и видеокамеры и программное обеспечение для работы в режиме прямого эфира как для телевизора, так и для компьютера;
- виды видеосъемки (с помощью видеотелескопа, со штатива).

2. Практическая подготовка включает в себя:

- цикл лабораторных работ (определение высот лунных гор, определение видов кратеров, определение моментов покрытия лунных объектов во время затмения);
- моделирование наблюдений НсЯ (к карте Луны крепятся фишки, имитирующие различные НсЯ, а наблюдатели определяют их параметры).

При моделировании наблюдений НсЯ ребята работают группами в зависимости от "маршрута", выбранного ими. Целью такого наблюдения является отработка: навыков полученных при теоретической подготовке; координации в работе всех групп; проверка работы оборудования.

3. Наблюдательный практикум.

Это непосредственные наблюдения, которые строятся следующим образом.
- Для группы визуального патрулирования: к наблюдениям ребята приступают в паре - наблюдатель (зарисовывает, описывает) и секретарь (ведет запись), при этом выбирают 3-4 объекта. По мере утомления они меняются местами. При описании выбранной области записываются распределение по яркости и изменение вида окрестности в зависимости от фазы Луны. Подробно описываются изменения внешнего вида объекта, перемещение теней, изменения яркости отдельных участков появление новых деталей. Патрулирование проводится по возможности каждую ясную ночь. Обобщая эти наблюдения можно уверенно сказать, произошло ли с данное НсЯ или это связанно с фазой Луны.
- Работа фотогруппы схожа с работой предыдущей группы (работают двое - фотограф и секретарь), ребята ведут фотографирование Луны, с одинаковыми интервалами времени, различным увеличением и временем экспозиции.
- Видеогруппа работает режиме on line, меняя лишь увеличение, тем самым больше внимание уделяя объектам, раннее замеченным в нестационарности.

4. Обработка результатов.

Материалы, полученные группами во время наблюдений, могут быть представлены в следующем виде.
- Для группы визуального наблюдения - это список зарегистрированных НсЯ (эти сведения могут войти в общий список нестационарных явлений, публикуемый П.В.Флоренским, и в альбом зарисовок).
- Фотогруппа из полученных фотоматериалов составляет каталог, каждая фотография которого проходит фотоденситометрический анализ, позволяющий подтвердить наличие НсЯ на снимке на основе сравнения с заготовленными шаблонами.
- Видеогруппа из отснятого материала получает видеофильмы, кадры которых преобразуются в электронные файлы-фотографии и тоже проходят фотоденситометрический анализ.

Для обеспечения работы группы видеонаблюдения создание компьютерной программы, самостоятельно регистрирующей НсЯ.

Литература:

1. Сытинская Н. Н. Луна и ее наблюдение. -М.: Государственное издательство технико-теоретической литературы, 1956. - 255 с.
2. Шевченко В. В. Луна и ее наблюдение. -М.: Главная редакция физико-математической литературы, 1983. - 192 с.
3. Флоренский П. В., Чернов В. М. Наблюдение нестационарных явлений на Луне. /Астрономический вестник, 1978, 12, N 1, - C. 57-63.
4. Флоренский П. В., Чернов В. М. Наблюдение нестационарных явлений на Луне и земной тени около нее на фоне неба. /Астрономический вестник, 1973, 7, N 1, - C. 38-44.
5. Флоренский П. В., Чернов В. М. Наблюдение нестационарных явлений на Луне. /Астрономический вестник, 1975, 9, N 3, - C. 194-197.

<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

Публикации с ключевыми словами: астрономия - ВУЗ - конференции - курс астрономии - дидактика - дидактический материал
Публикации со словами: астрономия - ВУЗ - конференции - курс астрономии - дидактика - дидактический материал
См. также:
Все публикации на ту же тему >>

Мнение читателя [1]
Оценка: 3.1 [голосов: 155]
 
О рейтинге
Версия для печати Распечатать

Астрометрия - Астрономические инструменты - Астрономическое образование - Астрофизика - История астрономии - Космонавтика, исследование космоса - Любительская астрономия - Планеты и Солнечная система - Солнце


Астронет | Научная сеть | ГАИШ МГУ | Поиск по МГУ | О проекте | Авторам

Комментарии, вопросы? Пишите: info@astronet.ru или сюда

Rambler's Top100 Яндекс цитирования