 Методика преподавания астрономии
Методика преподавания астрономии| << Предыдущая | 
Альтернативные варианты поурочного планирования:
1. В.И. Зинковский [69]:
| N N уроков | Тема урока | Узловые вопросы | Демонстрации и ТСО | Межпредметные связи, повторение | Задание на дом | |
| 27/1 | Наша Галактика | Млечный Путь, развитие представлений о структуре и масштабах Галактики (В. Гершель). Оценки количества звезд в Галактике. Звездные скопления и ассоциации. Вклад современных ученых в изучение основных компонентов Галактики (В.А. Амбарцумян и др.) | Таблица "Млечный Путь". Демонстрационная подвижная карта звездного неба. Фрагменты кинофильма "Астрономия и мировоззрение" | Материальное единство мира. Формы существования материи (обществоведение, Х кл.) | § 27 (2), упр. 24 (1) | |
| 28/2 | Движение звезд в Галактике | Собственное движение звезд. Скорость движения звезды (лучевая и тангенциальная составляющие). Движение Солнечной системы. Вращение Галактики | Таблицы "Звезды", "Млечный Путь". Фрагменты кинофильма "Астрономия и мировоззрение" | Относительность движения, путь и перемещение (физика, VIII кл) Действия над векторами (геометрия, VIII кл) | § 27 (3-5), упр. 25 задание 13 | |
| Четвертое (вечернее) наблюдение | ||||||
| 29/3 | Диффузная материя | Межзвездная пыль и газ. Поглощение света от далеких звезд. Туманности, их типы и разновидности | Таблицы "Млечный Путь", "Различные типы галактик" Фрагменты фильма "Астрономия и мировоззрение" | Свойства электромагнитных волн физика, Х кл..) | § 28 (1) | |
| 30/4 | Возникновение звезд. Распределение вещества в Галактике | Протозвезды, рождение и эволюция звезд. Нейтральный водород и молекулярный газ. Магнитное поле, космические лучи и радиоизлучение | Таблицы "Диаграмма цвет - светимость", "Млечный Путь" | Гравитационные силы. Основное уравнение МКТ газов (физика, VIII-IX кл.) | § 28 (2-4) | |
| 31/5 | Спиральные галактики. Закон Хаббла | Звездные системы Галактики, развитие взглядов на их строение. Структура галактик, расстояние до них. Красное смещение. Закон Хаббла. Разбор задач на с. 13 учебника, упр. 26 (2) | Таблицы "Млечный Путь", "Различные системы галактик". Фрагменты диафиль-ма "Галактика", кинофильма "Астрономия и мировоззрение" | Относительность движения. Элементы теории относительности. Спектры и спектральный анализ (физика, VIII-X кл). Законы диалектики, познаваемость мира (обществоведение, Х кл) | § 29 (1 до с.134), упр. 26 (1), задание 14 | |
| 32/6 | Различные виды галактик | Спиральные, неправильные, эллиптические и другие виды галактик. Радиоизлучение галактик. Особенности состава и строения галактик. Радиогалактики и квазары | Таблица "Различные системы галактик". Диафильм "Галактика" | Движение электрона в магнитном поле, сила Лоренца. Распространение электромагнитных волн. Элементы теории относительности (физика, Х кл) | § 29, с.134-137 | |
| 33/7 | Обобщение материала | Доклады и сообщения учеников. Решение задач из разделов V и VI. Обсуждение наиболее интересных вопросов. Письменная работа (на 20 мин) | § 30 (для самостоятельного ознакомления) | |||
| 34/1 | Заключительная лекция о современных достижениях и роли астрономии | Расширение Вселенной. Гипотеза Большого Взрыва. Мировоззренческое значение современных представлений о строении Вселенной и ее эволюции | Научная картина мира обществоведение, Х кл). Физическая картина мира. Физика и научно-техническая революция (физика, Х кл) | |||
3. Пособие "Методика преподавания астрономии в средней школе" [174], тема "Солнце и звезды" (6 ч.):
Урок 29 (1). "Структура Галактики. Звездные скопления и звездные ассоциации"
Цель урока: формирование общих представлений о структуре нашей Галактики.
План урока:
1. Строение Галактики. Видимое распределение звезд и Млечный Путь. Концентрация звезд к Млечному Пути. Центральная область и спиральные ветви Галактики. Две составляющие звездного населения, их различие по числу и типам звезд. Число звезд в Галактике, ее масса, размеры, форма.
2. Два типа звездных скоплений, их размеры, звездный состав, оценка расстояний до звездных скоплений. Звездные ассоциации, их молодость и связь со спиральной структурой Галактики.
Задание на дом: § 26. Упр. 28, N 1.
Урок 30 (2). "Диффузная материя. Движение звезд в Галактике"
Цель урока: показать роль диффузной материи и ее проявление в Галактике и дать понятие об общем вращении Галактики.
План урока:
1. Поглощение и покраснение света звезд в межзвездной среде. Концентрация пыли к плоскости Млечного Пути.
2. Межзвездный газ. Горячий газ и его свечение, вызванное коротковолновым излучением звезд. Светлые туманности. Холодный газ и излучение водорода с длиной волны 321 см. Плотность и масса газа и его распределение в Галактике.
3. Магнитное поле, космические лучи и радиоизлучение. Существование электронов и протонов с околосветовыми скоростями. Взаимодействие элементарных частиц с магнитным полем Галактики.
4. Собственные движения звезд. Направление и скорость движения Солнечной системы относительно ближайших звезд и относительно центра Галактики. Вращение Галактики.
Задание на дом: § 27, 28. Упр. 29, N 3.
Урок 31 (3). "Звездные системы – галактики. Метагалактика. Космология"
Цель урока: дать общее представление о природе звездных систем, Метагалактике и понятие о космологии.
План урока:
1. Различные типы галактик спиральные, эллиптические, неправильные. Различие галактик по составу и численности звездного населения, содержанию газа и пыли, характеру движения в них звезд. Различие внешнего вида галактик в зависимости от их удаления и пространственной ориентации.
2. "Красное смещение" как средство определения расстояний до далеких галактик.
3. Необычные пекулярные) галактики, активность ядер галактик. Радиогалактики, квазары и гипотезы, объясняющие их природу.
4. Пространственная карта распределения галактик, их скопления. Метагалактики.
5. Основные положения современной космологии.
Задание на дом: § 29.
Урок 32 (4). "Происхождение и развитие звезд и Солнца"
Цель урока: познакомить учащихся с современными проблемами звездной космогонии.
План урока:
1. Возраст звезд и Солнца.
2. Зависимость эволюции звезд от их массы.
3. Стадии развития звезд: гравитационное сжатие, жизнь на главной последовательности, переход в красные гиганты, стадия переменной звезды. Конечные этапы эволюции звезд.
Задание на дом: § 30.
Урок 33 (5). "Происхождение планетных систем"
Цель урока: познакомить учащихся с современными проблемами планетной космогонии.
План урока:
1. Значение планетной космогонии.
2. Закономерности планетной системы.
3. Современные космогонические гипотезы.
Задание на дом: § 31, 32.
Урок 34 (6). "Заключительная лекция "Жизнь и разум во Вселенной"
4. Е.П. Левитан: урок 29 темы "Звезды и звездные системы. Строение Вселенной" им урок 32 темы "Происхождение и развитие небесных тел" (2 ч):
Урок 29. "Галактики. Бесконечность Вселенной"
Цель урока: изложить основные сведения о нашей Галактике и дать понятие о других галактиках и их системах.
План урока:
- Строение Галактики.
- Многообразие галактик.
- Системы галактик. Бесконечность Вселенной в пространстве.
Урок 32. "Заключительный урок астрономии".
| << Предыдущая | 
| Публикации с ключевыми словами:
методика преподавания - преподавание астрономии - наблюдения - лабораторные работы - практические работы - учебная программа - учебные пособия - лекции - педагогический эксперимент - дидактика - контрольные работы - задача Публикации со словами: методика преподавания - преподавание астрономии - наблюдения - лабораторные работы - практические работы - учебная программа - учебные пособия - лекции - педагогический эксперимент - дидактика - контрольные работы - задача | |
| См. также: Все публикации на ту же тему >> | |
 
 
 
