Rambler's Top100Astronet    
  по текстам   по ключевым словам   в глоссарии   по сайтам   перевод   по каталогу
 

На первую страницу Методика преподавания астрономии
<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

Методика проведения 4 урока
"Звезды"

Цель: формирование фундаментального астрономического понятия "звезда": общие физические характеристики звезд как одного из основных типов космических тел.

Задачи обучения:

Общеобразовательные:

1) Формирование фундаментального астрономического понятия "звезда":

- основные физические характеристики звезд как отдельного типа космических тел;
- классификация звезд по их главным физическим признакам (массе, светимости, размерам, плотности и т.д.);
- спектральная классификация звезд;

2) Начальное формирование понятий об основных закономерностях в мире звезд:

- диаграмме Герцшпрунга-Рессела ("спектр – светимость");
- диаграммах "масса – светимость"; "масса – возраст звезды"; "масса – температура" и т.д.

Воспитательные:

1) Формирование научного мировоззрения учащихся:

- в ходе знакомства с историей изучения и природой звезд и с их основными физическими характеристиками;
- на основе раскрытия фундаментальных природных закономерностей (причинной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений и процессов, перехода количественных изменений в качественные, единства и взаимодействия противоположностей) и философских положений о материальном единстве и познаваемости мира при изложении астрономического материала о звездах и основных закономерностях в мире звезд;

2) Политехническое образование и трудовое воспитание при повторении и углублении знаний о методах и инструментах, применяемых для изучения звезд (спектральный анализ, астрофотометрия, астрофотография и т.д.).

Развивающие: формирование умений анализировать информацию, составлять классификационные схемы, объяснять свойства космических объектов на основе важнейших физических теорий, использовать обобщенный план для изучения космических объектов, делать выводы.

Ученики должны знать:

- признаки фундаментального астрономического понятия "звезда" как отдельного типа космических тел;
- классы звезд, выделяемые на основе их главных физических характеристик;
- основные спектральные классы звезд.

Ученики должны уметь: анализировать и систематизировать учебный материал, использовать обобщенный план для изучения космических объектов, составлять классификационные схемы, делать выводы.

Наглядные пособия и демонстрации:

- фотографии, схемы и рисунки звезд и звездных систем (двойных и кратных звезд, рассеянных и шаровых скоплений);
- диапозитивы слайд-фильма "Иллюстрированная астрономия": "Звезды и галактики";
- диафильмы и фрагменты диафильмов: "Звезды"; "Природа звезд";
- таблицы: "Звезды"; "Диаграмма "Цвет – светимость";
- наглядные пособия и ТСО: настенная и подвижные карты звездного неба.

Задание на дом:

1. По материалу учебников:

- Б.А. Воронцов-Вельяминова: изучить §§ 23, 24; вопросы к параграфам.
- Е.П. Левитана: изучить §§ 22-26; вопросы к параграфам.
- А.В. Засова, Э.В. Кононовича: изучить §§ 22, 23 (1); вопросы к параграфам.

2. Выполнить задания из сборника задач Воронцова-Вельяминова Б.А. [28]: 340; 341.

План урока

Этапы урока

Содержание

Методы изложения

Время, мин

1

Актуализация астрономических знаний; повторение материала по природоведению (естествознанию), физике и астрономии

Фронтальный опрос, беседа

10-12

2

Изложение нового материала:
1) Звезды. Основные физические характеристики звезд.
2) Классификация звезд по основным физическим характеристикам
3) Классификация звезд по спектрам.
4) Знакомство с важнейшими закономерностями в мире звезд по диаграммам "спектр – светимость" и т.д.

Лекция, беседа, рассказ учителя

20-25

3

Закрепление изученного материала.

Работа по группам, самостоятельное решение в тетради

7-10

4

Подведение итогов урока. Домашнее задание

3-5

Методика проведения урока:

Учитель объявляет школьникам цель и задачи данного урока: изучение физической природы звезд. Аналогично первому занятию темы, данной урок начинается повторением и актуализацией знаний о природе Солнца и звезд, полученных учащимися ранее на уроках природоведения, естествознания, физики и предыдущих уроков астрономии. Ученикам задают те же вопросы (с. ). Дополнительно к ним следует в ходе опроса обязательно напомнить ученикам об основных методах астрономических исследований (угломерных, фотометрических, фотографических и, особенно, спектральных) и формулах, позволяющих рассчитывать основные физические характеристики космических объектов (космические расстояния, абсолютную звездную величину, светимость, массу, размеры и т.д.) на основе результатов вышеупомянутых наблюдений. Этот материал сообщался ученикам в теме "Методы астрономических исследований" (первая книга пособия). Напоминаем наиболее важные из этих сведения:

В настоящее время ученые могут изучать спектры космических объектов на всем протяжении шкалы электромагнитных волн. Основное число спектральных линий лежит в пределах диапазона длин волн оптического излучения (10-11-10-2 м). С помощью специальных светофильтров ученые могут "вырезать" определенный участок спектра и подробно исследовать излучение в очень узком (до 1-2× 10-9 м) диапазоне длин волн, свойственном какому-либо отдельному химическому элементу.

По спектру космических тел можно определить их температуру: согласно закону Вина: длина волны, на которую приходится максимум спектральной плотности энергетической светимости, обратно пропорциональна температуре тела: , где в = 2,898× 10-3 м× К - постоянная Вина.

По спектру космических тел можно определить их химический состав. Сравнивая положение линий (полос) поглощения или излучения в спектре космического тела и эталонных спектрах различных химических элементов и соединений, ученые определяют качественный химический состав, а по яркости (интенсивности) линий и полос судят о количественном (процентном) содержании каждого элемента или соединения.

По спектру космических тел можно судить о степени ионизации и состоянии его вещества, концентрации вещества, давлении и массе газа в туманностях и звездах.

По спектру космических тел можно судить о наличии и мощности их магнитных полей, воздействующих на электромагнитные волны; в результате каждая линия в спектре "расщепляется" на 2 или более линии-близнеца (эффект Зеемана-Штарка).

По спектру космических объектов, наблюдаемых как единое целое даже в мощнейшие телескопы, можно установить, какие из них на самом деле являются системами космических тел и какие тела с какими характеристиками входят в эти системы: спектры их просто "накладываются" один на другой.

По спектру космических тел можно определить характеристики их движения: наличие и скорость вращения, направление и скорость перемещения в пространстве относительно наблюдателя, а в ряде случаев и расстояние до них.

По принципу Доплера для оптики, при сближении наблюдателя с источником излучения длины волн излучения укорачиваются (линии в спектре равномерно сдвигаются) в фиолетовую часть спектра; при удалении объекта спектральные линии сдвигаются в красную часть спектра.

Вращение космических тел обнаруживается по регулярному смещению линий в оба конца от среднего положения. По лучевым скоростям отдельных областей внутри галактик из их спектров узнают о внутренних движениях и распределении масс вещества; по интенсивности эмиссионных линий - о количестве горячего газа, особенностях его распределения и скоростях движения внутри галактики. Для далеких галактик величина "красного смещения" спектральных линий пропорциональна их удаленности: , где l 0 - длина волны спектральной линии при неподвижном источнике, vл- скорость по лучу зрения.

Телескопы, предназначенные для проведения фотографических наблюдений, называются астрографами. Преимущества астрофотографии перед визуальными наблюдениями: интегральности - способности фотоэмульсии постепенно накапливать световую энергию; моментальности; панорамности; объективности - на нее не влияют личные особенности наблюдателя. Обычная фотоэмульсия более чувствительна к сине-фиолетовому излучению, но в настоящее время астрономы применяют при съемке космических объектов фотоматериалы, чувствительные к различным частям спектра электромагнитных волн, не только к видимым, но и к инфракрасным и ультрафиолетовым лучам. Чувствительность современных фотоэмульсий составляет десятки тысяч единиц ISO. Широкое применение получили киносъемка, видеозапись, применение телевидения.

Астрофотометрия – один из основных методов астрофизических исследований, определяющий энергетические характеристики объектов путем измерения энергии их электромагнитного излучения. Основными понятиями астрофотометрии являются:

Блеск небесного светила - это освещенность, создаваемая им в точке наблюдения: , где L - полная мощность излучения (светимость) светила; r - расстояние от светила до Земли.

Для измерения блеска в астрономии используют особую единицу измерения - звездную величину. Формула перехода от звездных величин к единицам освещенности, принятым в физике:., где m - видимая звездная величина светила.

Звездная величина (m) - это условная (безразмерная) величина испускаемого светового потока, характеризующая блеск небесного светила, выбранная таким образом, что интервал в 5 звездных величин соответствует изменению блеска в 100 раз. Одна звездная величина отличается в 2,512 раз. Формула Погсона связывает блеск светил с их звездными величинами:

.

Определяемая звездная величина зависит от спектральной чувствительности приемника излучения: визуальная (mv) определяется прямым наблюдениями и отвечает спектральной чувствительности человеческого глаза; фотографическая (mр) определяется измерением освещенности светилом на фотопластинке, чувствительной к сине-фиолетовым и ультрафиолетовым лучам; болометрическая (mв) отвечает полной, просуммированной по всему спектру излучения, мощности излучения светила. Для протяженных, имеющих большие угловые размеры объектов определяется интегральная (общая) звездная величина, равная сумме блеска его частей.

Для сравнения энергетических характеристик космических объектов, удаленных на разные расстояния от Земли, ведено понятие абсолютной звездной величины.

Абсолютная звездная величина (М) - звездная величина, которой обладало бы светило на расстоянии 10 парсек от Земли: , где p - параллакс светила, r - расстояние от светила. 10 пк = 3,086× 1017 м.

Абсолютная звездная величина ярчайших звезд-сверхгигантов около -10m.

Абсолютная звездная величина Солнца + 4,96m.

Светимость (L) - количество энергии, излучаемой поверхностью светила в единицу времени. Светимость звезд выражается в абсолютных (энергетических) единицах или в сравнении со светимостью Солнца (L¤ или LÄ ). L¤ = 3,86× 1033 эрг/с.

Светимость светил зависит от их размеров и температура излучающей поверхности. В зависимости от приемников излучения различают визуальную, фотографическую и болометрическую светимость светил. Светимость связана с видимой и абсолютной звездной величиной светил:

, ,

.

Коэффициент А(r) учитывает поглощение света в межзвездной среде.

О светимости космических тел можно судить по ширине спектральных линий.

Светимость космических объектов тесно связана с их температурой: , где R* - радиус светила, s - постоянная Стефана-Больцмана, s = 5,67× 10-8 Вт/м2× К4.

Так как площадь поверхности шара , а по уравнению Стефана-Больцмана , .

По светимости звезд можно определить их размеры:

По светимости звезд можно определить массу звезд: .

Желательно записать главные формулы на доске, что поможет ученикам понять, как ученые сумели узнать о природе и основных характеристиках звезд, демонстрирует мощь современной науки и научного стиля мышления.

Учитель выслушивает ответы учеников, обращает внимание класса на лучшие, точные и полные ответы и активность работы отдельных школьников и всего класса. Типичные ответы фиксируются для определения общего уровня знаний и характерные ошибки (заблуждения) учащихся и дополняет, исправляет и обобщает сказанное учениками. Поскольку ученики уже изучили материал о Солнце, от них следует ожидать более подробных и глубоких знаний о звездах, чем были у них на первом уроке.

Часть учеников выполняет в это время перечисленные ниже программируемые задания, а затем включаются в работу класса.

1. Сборник задач Г.П. Субботина [287], задания NN 227; 230; 242; 247.
2. Сборник задач Е.П. Разбитной [244], задания NN 22-3; 22-4.

Далее следует изложение нового материала в форме беседы, переходящей в лекцию. Оно начинается с определения понятия "звезда" и продолжается рассмотрением основных физических характеристик звезд. Полезно постоянно сравнивать характеристики звезд с известными ученикам характеристиками Солнца.

Внимание учащихся обращается на следующие положения:

1. Звезды - отдельный самостоятельный тип космических тел, качественно отличающийся от других космических объектов.
2. Звезды – один из наиболее распространенных (возможно, наиболее распространенный) тип космических тел.
3. Звезды сосредотачивают в себе до 90% видимого вещества в той части Вселенной, в которой мы живем и которая доступна нашим исследованиям.
4. Все основные характеристики звезд (размеры, светимость, энергетика, время "жизни" и конечные этапы эволюции) взаимозависимы и определяются значением массы звезд.
5. Звезды почти целиком состоят из водорода (70-80%) и гелия (20-30%); доля всех остальных химических элементов составляет от 0,1% до 4%.
6. В недрах звезд происходят термоядерные реакции.
7. Существование звезд обусловлено равновесием сил тяготения и лучевого (газового) давления.
8. Законы физики позволяют рассчитывать все основные физические характеристики звезд на основе результатов астрономических наблюдений.
9. Основным, наиболее продуктивным методом исследования звезд является спектральный анализ их излучения.

Дополнительный познавательный интерес учащихся возбуждается краткими историческими справками об исследовании звезд, цитировании ученых. Полезно зачитать им высказывания о познаваемости природы звезд: "Мы ничего не можем сказать о звездах, кроме того, что они существуют. Даже температура их навсегда останется неопределенной" (О. Конт, 1856) и "Нет ничего более простого, чем звезда" (А. Эддингтон, 1926) с указанием даты этих высказываний, и спросить, что ученики думают по этому поводу; можно даже отвлечься на 3-4 минуты и провести краткий диспут о могуществе науки и познаваемости окружающего мира.

Желательно вслед за изучением материала об основных физических характеристиках звезд предложить ученикам задачи, в которых они по нескольким отдельным физическим параметрам звезды (массе, светимости и т.д.) должны были определять все остальные. Таким заданием может стать частичное заполнение таблицы 7: при знакомстве с основными физическими характеристиками звезд ученики начинают заполнять ее под диктовку учителя: первые 2 столбца (основные классы и массы звезд) полностью, остальные частично. Недостающие параметры отдельных классов звезд ученики должны рассчитать отчасти, под руководством и контролем учителя, в классе и завершить эту работу дома.

Звезды

Звезды - пространственно-обособленные, гравитационно-связанные, непрозрачные для излучения массы вещества в интервале от 1029 до 1032 кг (0,005-100 М¤ ), в недрах которых в значительных масштабах происходили, происходят или будут происходить термоядерные реакции превращения водорода в гелий.

Классификация звезд в зависимости от их основных физических характеристик отражена в таблице 7.

Таблица 7

Классы звезд

Массы

М¤

Размеры

R¤

Плотность

г/см3

Светимость

L¤

Время жизни, лет

% общего числа звезд

 Особенности

Ярчайшие сверхгиганты

до100

103–104

<0,000001

>105

105

<0,000001

Тяготение описывается законами классической механики Ньютона; давление газа описывается основными уравнениями молекулярно-кинетической теории; выделение энергии зависит от температуры в зоне термоядерных реакций протон-протонного и азотно-углеродного циклов

Сверхгиганты

50–100

102–103

0,000001

104–105

106

0,001

Яркие гиганты

10–100

> 100

0,00001

> 1000

107

0,01 

Нормальные гиганты до 50 > 10 0,0001 > 100 107–108 0,1 - 1
Субгиганты до 10 до 10 0,001 до 100 108–109  

Нормальные звезды

0,005-5

0,1-5

0,1-10

0,0001-10

109–1011

до 90

- белые до 5 3–5 0,1 10 109
- желтые 1 1 1,5 1 1010
- красные 0,005 0,1 10 0,0001 1011–1013

Белые карлики

0,01–1,5

до 0,007

103

0,0001

до 1017

до 10

Конечные этапы эволюции нормальных звезд. Давление определяется плотностью электронного газа; энерговыделение не зависит от температуры

Нейтронные звезды

1,5–3 (до 10)

8–15 км (до 50 км)

1013–1014

0,000001

до 1019

0,01-0,001

Конечные этапы эволюции звезд-гигантов и субгигантов. Тяготение описывается законами ОТО, давление неклассическое

Размеры звезд колеблются в очень широких пределах от 104 м до 1012 м. Гранатовая звезда m Цефея имеет диаметр 1,6 млрд. км; красный сверхгигант e Возничего А имеет размеры в 2700 R¤ - 5,7 млрд. км! Звезды Лейтена и Вольф-475 меньше Земли, а нейтронные звезды имеют размеры 10 - 15 км (рис. 34).

Рис. 34. Относительные размеры некоторых звезд, Земли и Солнца

Быстрое вращение вокруг своей оси и притяжение близких массивных космических тел нарушает сферичность формы звезд, "сплющивая" их: звезда R Кассиопеи имеет форму эллипса, её полярный диаметр составляет 0,75 экваториального; в тесной двойной системе W Большой Медведицы компоненты приобрели яйцевидную форму.

Средние плотности звезд изменяются в интервале от 10-6 г/см3 до 1014 г/см3 - в 1020 раз!

Температура видимой поверхности звезд составляет от 3000 К до 100000 К. Недавно открытая звезда HD 93129A в созвездии Кормы имеет температуру поверхности 220000 К! Самые холодные - Гранатовая звезда (m Цефея) и Мира (o Кита) имеют температуру 2300К, e Возничего А - 1600 К.

Светимость звезд - количество энергии, излучаемое их поверхностью в единицу времени - зависит от скорости выделения энергии и определяется законами теплопроводности, размерами и температурой поверхности звезды. Разность в светимости может достигать 250000000000 раз! Звезды большой светимости называют звездами-гигантами, звезды малой светимости - звездами-карликами. Наибольшей светимостью обладает голубой сверхгигант - звезда Пистолет в созвездии Стрельца - 10000000 L¤ ! Светимость красного карлика Проксимы Центавра около 0,000055 L¤ .

Рис. 35. Основные спектральные
классы звезд

При изложении материала о спектрах звезд следует обратить внимание учащихся на то, что почти все основные физические характеристики звезд определяется на основе анализа их спектра. Спектральный анализ звездного излучения свидетельствует о сходстве их состава с химическим составом Солнца и об отсутствии неизвестных на Земле химических элементов (полезно кратко рассказать или хотя бы упомянуть ученикам истории открытия гелия и несостоявшегося открытия "корония"). Различия во внешнем виде спектров различных классов звезд свидетельствуют о различиях их физических характеристик. Температура, наличие и скорость вращения, напряженность магнитного поля и химический состав звезд определяются на основе прямых спектральных наблюдений. Законы физики позволяют сделать выводы о массе звезд, их возрасте, внутреннем строении и энергетике, подробно рассмотреть все этапы эволюции звезд.

Почти все спектры звезд являются спектрами поглощения. Относительное количество химических элементов является функцией температуры.

В настоящее время в астрофизике принята единая классификация звездных спектров (табл. 8). По особенности спектров: наличию и интенсивности атомарных спектральных линий и молекулярных полос, цвету звезды и температуре ее излучающей поверхности звезды разделены на классы, обозначаемые буквами латинского алфавита:

C (= R - N)

W - O - B - F - G - K - M

S

Каждый класс звезд разделяется на десять подклассов (А0...А9).

Спектральные классы от О0 до F0 называются "ранними"; от F до М9 - "поздними". Некоторые ученые относят звезды классов R, N к классу G. Ряд звездных характеристик обозначается дополнительными маленькими буквами: у звезд-гигантов перед указанием класса ставится буква "g", у звезд-карликов - буква "d", у сверхгигантов - "с", у звезд с линиями излучения в спектре - буква "е", у звезд с необычными спектрами - "р" и т. д. Современные звездные каталоги содержат спектральные характеристики сотен тысяч звезд и их систем.

Запись основных спектральных классов легко запомнить из поговорки:

"Вообразите: один бедный англичанин финики жевал, как мартышка - разве не смешно?"

W ¾ O ¾ B ¾ A ¾ F ¾ G ¾ K ¾ M ......... R ... N .... S

Таблица 8

Спектральная классификация звезд

 Класс

Температура, К

Цвет

Характерные спектральные линии

Типичные звезды

W

до 100000

голубые

Звезды типа Вольфа-Райе с линиями излучения в спектре

S Золотой Рыбы

O

25000 - 35000

голубовато-белые

Линии поглощения Не+, N+, He, Mg+, Si++, Si+++ (знак + означает степень ионизации атомов данного химического элемента)

z Кормы, l Ориона, l Персея

B

15000 - 25000

бело-голубые

Линии поглощения Не+, He, Н, О+, Si++ усиливаются к классу А; заметны слабые линии Н, Са+

e Ориона, a Девы, g Ориона

A

10000

белые

Линии поглощения Н, Са+ интенсивны и усиливаются к классу F, появляются слабые линии металлов

a Большого Пса, a Лиры, g Близнецов

F

7500

желтоватые

Линии поглощения Са+, Н, Fe+ кальция и металлов усиливаются к классу G. Возникают и усиливаются линия кальция 4226A и полоса углеводорода

d Близнецов, a Малого Пса, a Персея

G

6000

желтые

Линии поглощения кальция Н и Са+ интенсивны; линия 4226A и линия железа довольно интенсивны; многочисленны линии металлов; линии водорода слабеют; интенсивна полоса G

Солнце, a Возничего

K

4500

оранжевые

Линии поглощения металлов, Са+, 4226A интенсивны; линии водорода мало заметны. С подкласса К5 наблюдаются полосы поглощения окиси титана TiO

a Волопаса, b Близнецов, a Тельца

R

3000 - 5500

Линии поглощения Са+, многих металлов и полосы поглощения молекул углерода

R Северной Короны

N

3000 - 5500

Мощные полосы поглощения молекул окиси циркония (ZrO)

 

S

3000 - 5500

Полосы поглощения молекул углерода С2 и циана СN

 

M

2000 - 3000

красные

Мощные полосы поглощения молекул окиси титана TiO, VO и других молекулярных соединений. Заметны линии поглощения металлов Са+, 4226A ; полоса G слабеет

a Ориона, a Скорпиона, o Кита, Проксима Центавра

Р

 

Планетарные туманности

 

Q

 

Новые звезды

 

Таблица 9. Усредненные характеристики звезд основных спектральных классов, находящихся на главной последовательности (арабские цифры - десятичные подразделения внутри класса): Sp - спектральный класс, Mb - абсолютная болометрическая звездная величина, Tэф - эффективная температура, M, L, R - соответственно масса, светимость, радиус звезд в солнечных единицах, tm - время жизни звезд на главной последовательности:

Sp

Mb

M/M¤

L/L¤

R/R¤

Tэф, K

tm, лет

O5

- 10,1m

60

790000

14

44000

3 × 106

B0

- 7,1 m

16

52000

7,4

30000

107

B5

- 2,7 m

7

830

3,9

15400

3 × 107

A0

+ 0,3 m

3

54

2,4

12500

2 × 108

A5

+ 1,7 m

2

14

1,7

8200

6 × 108

F0

+2,6 m

1,8

6,5

1,5

7200

2 × 109

F5

+ 3,4 m

1,5

3,2

1,4

6400

3 × 108

G0

+ 4,2 m

1,05

1,5

1,1

6000

5 × 108

G5

+ 4,9 m

0,92

0,8

0,92

5800

1,2 × 1010

K0

+ 5,6 m

0,78

0,4

0,85

5200

1,5 × 1010

K5

+ 6,7 m

0,69

0,15

0,72

4400

2 × 1010

M0

+ 7,4 m

0,51

0,08

0,60

3800

5 × 1010

M5

+ 9,6 m

0,2

0,01

0,27

3200

2 × 1011

M8

+ 11,9 m

0,1

0,001

0,11

2600

1012

 

Рис. 36. Диаграмма Герцшпрунга-Рессела.
Последовательности:
Ia-0 - ярчайших сверхгигантов,
Iab - средних сверхгигантов,
Iа - ярких сверхгигантов,
Ib - слабых сверхгигантов,
II - ярких гигантов,
III - слабых гигантов,
IV - субгигантов,
V - главная последовательность,
VI - субкарликов,
VII - белых карликов

 

Рис. 37. Упрощенная диаграмма
Герцшпрунга-Рессела.
Последовательности:
I - ярчайших сверхгигантов,
II -  сверхгигантов,
III - ярких гигантов,
IV - нормальных гигантов,
V - главная последовательность,
VI - белых карликов

Рис. 38. Расположение некоторых звезд на диаграмме
"спектр–светимость

Рис. 39. Диаграмма "масса - светимость

Рис. 40. Продолжительность жизни звезд
в зависимости от их массы

Далее мы знакомим учащихся с основными закономерностями в мире звезд, по диаграммам Герцшпрунга - Рессела "спектр-светимость", "масса - светимость", "масса -продолжительность существования", отражающими тесные связи между основными физическими характеристиками и эволюцией звезд. На данном уроке достаточно ограничиться констатацией взаимосвязи физических характеристик с упором на положение о зависимости всех основных параметров звезды от ее массы. Эволюционный характер диаграмм будет раскрываться позже, при изучении материала о возникновении и эволюции звезд. В "обычных" и "слабых" классах диаграммы можно максимально упростить.

В конце урока ученикам можно предложить решить ряд задач из упражнения 15, в том числе связанных с заполнением табл. 7 и определением характеристик звезд по диаграммам на рис. 40. Ученикам физико-математических классов можно предложить самостоятельно построить диаграммы "температура - светимость" и "температура -цвет звезды".

Упражнение 15:

Программируемые задания, предложенные В.В. Зинковским [69] (верные ответы подчеркнуты):

1. Годичный параллакс звезды равен 0,5ќ . Чему равно расстояние до звезды (в парсеках)? а) 0,5 пк; б) 2 пк; в) 4 пк; г) 3,26 пк; д) определить невозможно.

2. Блеск звезды 6-й величины по сравнению с блеском звезды 1 величины: а) в 100 раз больше; б) в 100 раз меньше; в) в 5 раз больше; г) в 5 раз меньше; д) нет возможности определить.

3. Абсолютная звездная величина равна видимой, если звезда расположена на расстоянии: а) 1 пк; б) 2 пк; в) 10 пк; г) 100 пк; д) 10 световых лет.

4. Эффективная температура у звезд с одинаковыми радиусами различается в 2 раза. Каким будет соотношение их болометрических светимостей? а) 0,5; б) 4; в) 16; г) 0,04; д) 625.

Программируемые задания из книги Д. Моше [180]:

6. Напишите следующие типы спектральных линий в порядке их появления при уменьшении температуры звезды: а) очень сильные линии водорода; б) ионизированный гелий; в) полосы молекул титана; г) нейтральный гелий; д) нейтральные металлы; е) ионизированные металлы. (Ответ: б; г; а; е; д; в).

7. Подберите для перечисленных ниже звездных характеристик те, которые могут быть получены при следующем анализе их спектров: а) доплеровское смещение; б) спектральный класс; в) форма линий; г) характеристики линий:

    1. Химический состав;
    2. Температура;
    3. Лучевая скорость;
    4. Плотность газа, осевое вращение, магнитное поле

(Ответ: I в; II б; III а; IгV ).

8. Заполните пустые места в таблице 7 "Классификация звезд по их основным физическим характеристикам".

9. Определить спектральные классы и основные физические характеристики звезд по их спектрам:

10. Определите на основе диаграмм 36-40 и формул для расчета основных физических характеристик космических тел: спектральный класс, светимость, массу, размеры, среднюю плотность, температуру видимой поверхности следующих звезд:

а) Солнца; б) Бетельгейзе, a Ориона; в) Проксимы, a Центавра С; г) Арктура, a Волопаса;
д) Ригель А, b Ориона; е) Толиман, a Центавра А; ж) Летящей Барнарда; з) Спики, a Девы;

11. Можно ли по спектру звезды определить характеристики ее: а) короны; б) хромосферы; в) фотосферы; г) зоны конвекции; д) зоны лучистого переноса; е) зоны термоядерных реакций?

12. Какая из перечисленных в таблице звезд: а) самая горячая (самая холодная); б) выглядит самой яркой (выглядит самой слабой); в) обладает наибольшей (наименьшей) светимостью; г) самая близкая (самая далекая)? Определите расстояние до этих звезд и их остальные физические характеристики: массу; размеры; среднюю плотность; температуру поверхности.

Звезда

Абсолютная зв. величина, Мv

Спектр-класс

Параллакс p

a Центавра

4,4m

G

0,745

Барнарда

13,3m

M

0,552

Альтаир

2,2m

A

0,197

13. Мысленно замените Солнце звездой: а) Бетельгейзе; б) Вегой; в) Проксимой Центавра; S Золотой рыбы. Что произошло бы с Землей? Как бы изменились физические условия на Земле? Что смог бы увидеть наблюдатель на ее поверхности?

14. Определите температуру звезды, максимум излучения которой приходится на область спектра около: а) l = 45 мкм; б) l = 30 мкм.

15. Чему равны размеры и масса звезды, если: 1) ее температура Т = 104 К, а светимость L = 1500 L¤ ; 2) Т = 3000 К, L = 600 L¤ ; 3) Т = 6000 К, L = 1,5 L¤ .

16. Задача, предложенная А.Д. Марленским:

Во сколько раз звезда Регул А (a Льва) посылает к нам больше света, чем второй компонент этой двойной звездной системы Регул В, если их звездные величины соответственно равны: m1 = 1,34 и m2 = 7,64? (Ответ: в 331 раз).

Задачи, предложенные В.М. Ступниковым, Ю.П. Сергиенко [284, 281]:

17. Размеры звезд одинаковы; светимость первой 40L¤ , второй 100 L¤ , третьей 70 L¤ . Какая из звезд имеет наибольшую температуру?

18. Как возросла бы светимость Солнца, если бы его масса увеличилась в 5 раз? Стало бы Солнце от этого более долговечным?

19. Максимум излучения в спектре Ригеля приходится на длину волны 193 нм, а у Капеллы – на длину волны 483 нм. Какова температура этих звезд?

20. Определите предельное сжатие (отношение полярного и экваториального диаметров) вращающейся звезды, считая, что форма звезды совпадает с эквипотенциальными поверхностями гравитационных и центробежных сил, а масса звезды сосредоточена в ее центре.

21. Чему равен диаметр звезды, если ее температура 104 К, а светимость 6× 103 L¤ ?

22. Какую светимость будет иметь звезда, если ее радиус равен радиусу орбиты Сатурна, а температура 3000 К? Масса протона 1,7× 10-24 кг.

23. Что бы произошло, если бы на месте Солнца оказалась другая звезда (белый карлик, гигант, сверхгигант)?

24. В каком созвездии наблюдается наше Солнце для наблюдателя в системе Сириуса? a Центавра? Веги? Какой блеск оно имеет?

25. Сильно ли изменится рисунок созвездий для наблюдателя у звезды Сириус? a Центавра? Денеб?

Замечания, рекомендации и дополнения к методике проведения урока:

Исключительная важность изучения темы "Звезды" для формирования научного мировоззрения учащихся и теснейшие межпредметные связи с курсом физики обусловили большой интерес к методике формирования соответствующих понятий у многих ведущих астрономов и ученых-методистов: Б.А. Воронцова-Вельяминова, Р.Я. Ерохиной, Е.П. Левитана, Д.Г. Кикина, Ю.Н. Клевенского, Э.В. Кононовича, А.Д. Марленского и других (см. библиографический список). Ниже мы обращаем внимание лишь на некоторые из этих работ, опубликованных в журнале "Физика в школе", доступных широкому кругу учителей.

А.Д. Марленский в статье "Изучение темы "Звезды" [163] предлагал изучать материал в объеме: 5 ч. лекций + 1 ч. контрольная работа (2 задачи на вычисление параметров звезд, 20 мин.) + 1 ч. вечерних наблюдений.

На первом уроке перед учениками раскрывается важность познания физической природы звезд, затем ученикам предлагают назвать их основные физические характеристики. Учитель выписывает на доске название и обозначение важнейших параметров звезд в порядке их изучения: блеск; межзвездные расстояния; абсолютная звездная величина; светимость; радиус; масса; плотность. Напоминаются способы определения блеска звезд, шкала звездных величин, формула Погсона, общие сведения о фотоэлектрических и фотографических методах и приборах для измерения блеска светил; для закрепления материала решаются простые задачи.

Изучается материал об определении межзвездных расстояний измерением годичного параллакса звезд (методика формирования данного понятия и формулы для расчета межзвездных расстояний приводятся нами в первой книге пособия).

Рис. 41

Описана простая и эффективная демонстрационная модель (рис. 41): алюминиевая трубка длиной около 1 м с диафрагмами внутри, на одном конце которой электрическая лампочка (в современных условиях ее может заменить лазер), а другой конец вставлен в удерживающее кольцо. При круговых движениях нижнего конца трубки, имитирующих орбитальное движение Земли, на потолке наблюдается "параллактическое" смещение светового пятна звезды, условно находящейся на месте удерживающего кольца. По положению светового пятна ученики делают вывод, как изменяются форма и размеры параллактических смещений звезд в зависимости от расстояния до Солнца и отклонения от плоскости эклиптики.

Выводится формула для расчета межзвездных расстояний на основе измерения годичного параллакса звезд. Решаются задачи на закрепление изученного материала, в том числе:

Рис.42

Определите расстояние до звезд, чьи годичные параллактические смещения изображены на рис. 42.

На втором уроке ученикам предлагается изобразить в масштабе годичные параллактические смещения звезд, используя "Учебный звездный атлас". Вводится понятие парсека как единицы измерения межзвездных расстояний.

Понятие абсолютной звездной величины формируется с использованием пространственных моделей созвездий. Затем выводится формула, связывающая межзвездные расстояния и абсолютную звездную величину космических тел:

Согласно законам фотометрии, освещенность, создаваемая данным источником света, обратно пропорциональна квадрату расстояния до него. Если на расстоянии r парсек звезда производит освещенность Е1, а на расстоянии 10 парсек – Е2, то: . Согласно формуле Погсона: , где М – абсолютная звездная величина, которой звезда обладала бы на расстоянии 10 пк, m - видимая звездная величина. Приравняв правые части соотношений, после преобразования находим: .

Ученики рассчитывают абсолютную звездную величину Солнца. Выводится формула, связывающая абсолютную звездную величину и светимость звезд:

Светимость звезды, т.е. отношение силы света звезды к силе света Солнца равна отношению освещенностей: . После логарифмирования и подстановки абсолютной звездной величины Солнца получаем: .

Ученики решают несколько задач на определение светимости звезд, которые в "Учебном звездном атласе" указаны с учетом поглощения излучения в межзвездной среде. На данное космическое явление нужно обратить внимание учащихся и сослаться на него позднее при изучении диффузной материи.

Далее при помощи атласа школьников знакомят с разнообразием светимостей звезд и их классификацией по светимости (выделение классов звезд-гигантов, "нормальных" звезд и звезд-карликов).

"При изучении звезд не следует повторять все то, что учащиеся уже знают из уроков физики и астрономии о спектральном анализе и многочисленных его применениях. Необходимо привлекать только те сведения, которые непосредственно нужны для получения общих представлений о звездах и их параметрах. Опираясь на сведения о спектрах звезд, учитель рассказывает об определении химического состава звезд, доказывает материальное единство Вселенной, говорит о том, что различия в спектрах звезд объясняются прежде всего различиями звездных температур, а затем – химических составов".

Поскольку закон Стефана-Больцмана в школьном курсе физики не изучается, и "нет времени на его изучение на уроках астрономии", формулу связи светимости, размеров и температуры звезд и формулу для определения радиусов звезд по данным об их светимости и поверхностной температуре: следует дать без вывода, раскрыв лишь ее физическое содержание.

Массы и плотности звезд изучаются позже, при рассмотрении материала о двойных системах. Особенности внутреннего строения звезд не рассматриваются; ученикам лишь сообщается о возможности построения моделей звезд на основе их основных физических параметров и законов физики. Понятие об энергетике, температуре и давлении в недрах звезд дается на чисто описательном уровне: "источником энергии звезд являются ядерные реакции по превращению водорода в гелий. Когда в ядрах звезд водород выгорает, звезда сжимается, температуры и давления увеличиваются, в результате начинаются следующие циклы ядерных реакций по превращению гелия в последующие, более тяжелые элементы". Мы считаем такой несерьезный подход к описанию внутреннего строения, соответствующих параметров и энергетики звезд это одним из главных недостатков работы А.Д. Марленского.

На шестом уроке проводится короткая (до 20 минут) контрольная работа с 2 задачами на вычисление основных характеристик звезд, в оставшееся время изучаются переменные звезды. По нашему мнению, контрольную работу нужно проводить на последнем уроке данной темы.

На заключительном седьмом уроке рассматриваются закономерности в мире звезд. Вначале с применением модели пространственного расположения звезд в окрестностях Солнца производится общее знакомство с характеристиками ближайших звезд. Зависимость "масса-светимость" для звезд демонстрируется при помощи таблицы "Закономерности в мире звезд". Ученики сами строят соответствующую диаграмму: на координатную плоскость наносятся точки, соответствующие звездам с известной массой и светимостью. Обращается внимание на концентрацию точек вдоль возрастающей кривой: с увеличением масс звезд растут их светимости. Физическая сущность закономерности объясняется на чисто качественном уровне: "Чем больше масса звезды, тем сильнее сжимается ее вещество в центре под действием сил тяготения. Соответственно увеличивается давление и температура центральных областей звезды, выделяется большее количество энергии, следовательно, увеличивается светимость". При объяснении зависимости "цвет-светимость" "спектр – светимость" "следует показать, каким образом наносятся точки на координатную плоскость согласно данным "Учебного звездного атласа", показать на диаграмме звездные последовательности и области расположения гигантов, сверхгигантов, красных и белых карликов". С нашей точки зрения, данный материал следует объяснять намного подробнее.

По мнению Д.Г. Кикина, П.И. Самойленко [88], формирование понятие "звезда" должно базироваться на спектральной классификации звезд, поскольку интенсивность фраунгоферовых линий в спектрах зависит не только от концентрации этого элемента в атмосфере звезды, но и, главным образом, от физических условий, в которых находится газ, и на диаграмме Герцшпрунга-Рессела.

В статье Ю.Н. Клевенского "Знакомство учащихся с диаграммой Герцшпрунга-Рессела" [92] содержит рекомендации по структуре и методике изложения данного материала. По мнению автора, вначале следует сформировать понятия об абсолютной звездной величине и светимости звезд, а затем объяснить ученикам правила построения диаграммы "спектр – светимость". Основные положения, с которыми нужно ознакомить школьников: 1) в каждую последовательность включены звезды, объединенные общностью физических условий и стадий своего развития; б) диаграмма не отражает распространенности звезд разной светимости, но позволяет приближенно вычислять абсолютные звездные величины звезд многих спектр-классов, а по ним – расстояния до звезд.

В числе заданий на дом рекомендуются: 1) заполнение таблицы с характеристиками звезд; 2) построение диаграммы для звезд из таблицы в "Приложении" к учебнику.

В интересной статье Л.П. Суркова, Н.В. Лисина "Элементы проблемности при обучении астрономии в педагогическом институте" приводится ряд методических рекомендаций, которые учитель может с успехом использовать на уроках астрономии Авторы считают, что "Основа и источник астрономических знаний – наблюдения, которые и становятся основным способом создания проблемной ситуации" (на основе собственных наблюдений, жизненных ситуаций, работы с фотографиями, рисунками и т.д., в том числе при знакомстве с наблюдательными результатами, имеющими якобы необъяснимый характер и приведшими в истории науки к постановке научной проблемы). Например, почему некоторые космические объекты обладают большой светимостью в рентгеновском диапазоне, если даже голубые сверхгиганты максимум энергии излучают в видимом (и УФ-) диапазоне?

Существование различных подходов к выбору стратегии исследования реализуется в виде конкурирующих научных гипотез. Это позволяет использовать для придания лекции проблемного характера показ различных точек зрения и позиций ученых к решению определенной проблемы. Можно использовать межпредметных связей для создания проблемных ситуаций на основе противоречия между имеющимися знаниями и их практическим применением в новых условиях. Одним из средств осуществления проблемного подхода к изложению тем курса авторы считают наглядность.

Далее Л.П. Сурков и Н.В. Лисин приводят в качестве примеров методические рекомендации по проведению отдельных уроков разделов "Звезды" и "Вселенная", приводимых нами далее в дополнениях к методике проведения соответствующих уроков.

Г.И. Малахова предлагает начинать изучение темы "Физическая природа звезд" с определения расстояний до звезд, их абсолютной величины и светимости. Объяснение метода определения расстояний до звезд может быть построено на примере вычисления расстояния до одной из них, а понятия светимости и абсолютной звездной величины – на сравнении видимых и абсолютных звездных величин 2-3 ярких звезд. Учитель связывает понятие светимости звезды с ее размерами и температурой поверхности, предлагает ученикам вспомнить методы определения температуры Солнца (по законам Стефана-Больцмана и Вина).

Ученики при сравнении спектров звезд устанавливают их различия в количестве, интенсивности и положении линий поглощения. Их причину объясняется разницей в звездных температурах. Следует объяснить ученикам, что несмотря на различие спектров, химический состав звезд почти одинаков.

На основании анализа спектров учитель делает вывод о газовой (плазменной) природе звезд: непрерывный спектр порождается свечением плотной плазмы, а линии поглощения принадлежат относительно холодным и разреженным газам звездных атмосфер.

Затем учитель рассказывает о спектральной классификации звезд и предлагает ученикам выполнить задания по определению спектральных классов, цвета и температур нескольких звезд на основе фотографий их спектров.

<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

Публикации с ключевыми словами: методика преподавания - преподавание астрономии - наблюдения - лабораторные работы - практические работы - учебная программа - учебные пособия - лекции - педагогический эксперимент - дидактика - контрольные работы - задача
Публикации со словами: методика преподавания - преподавание астрономии - наблюдения - лабораторные работы - практические работы - учебная программа - учебные пособия - лекции - педагогический эксперимент - дидактика - контрольные работы - задача
См. также:
Все публикации на ту же тему >>

Мнения читателей [10]
Оценка: 3.6 [голосов: 432]
 
О рейтинге
Версия для печати Распечатать

Астрометрия - Астрономические инструменты - Астрономическое образование - Астрофизика - История астрономии - Космонавтика, исследование космоса - Любительская астрономия - Планеты и Солнечная система - Солнце


Астронет | Научная сеть | ГАИШ МГУ | Поиск по МГУ | О проекте | Авторам

Комментарии, вопросы? Пишите: info@astronet.ru или сюда

Rambler's Top100 Яндекс цитирования