Современные проблемы солнечной физики и гелиостереоскопические эксперименты
<< Титульный лист | Оглавление | 2. Почему изучают Солнце >>

1. Как долго будет светить Солнце? Его эволюция

Часто задают вопрос: "Как долго будет светить Солнце?" Ответ представлен на рис. 1, который показывает изменение радиуса Солнца и потока солнечного излучения на Земле в зависимости от его возраста [1]. Пройдет еще 5 млрд. лет, прежде чем все планеты земной группы окажутся внутри Солнца и условия существования жизни на Земле станут критическими.

Рис. 1. Изменение радиуса Солнца и потока солнечного излучения на Земле в зависимости от его возраста

Я успокоил вас столь далекой перспективой? Цивилизация должна найти пути охранить себя от катастроф экологического и социального характера и тогда, в результате познания Вселенной и развития космических технологий, сможет переселиться на планетные системы других звезд. Основным источником энергии, излучаемой Солнцем и звездами, являются ядерные реакции, в результате которых из водорода образуется гелий. Когда значительная доля ядерного горючего (водорода) превратиться в гелий, в центральной части Солнца темп энерговыделения уменьшается. Это приводит к уменьшению давления внутри ядра, и оно начинает сжиматься под действием гравитации. Но ядерные реакции протекают вокруг ядра в слое, еще богатом водородом. Внешние области Солнца расширяются, радиус его увеличивается в сотни раз, при этом поверхностная температура падает и Солнце превращается в красный гигант. В сжимающемся ядре из-за выделения гравитационной энергии температура со временем повышается настолько, что "включается" реакция горения гелия, в результате которой образуются углерод и кислород. Когда истощится гелиевый источник в ядре, гелий продолжает гореть в слое вокруг него. В центре находится плотное углеродно-кислородное ядро, окруженное слоями горения гелия и водорода. Энерговыделение при этом столь значительное, что лучистый перенос энергии оказывается неэффективным и во внешнем слое развивается конвекция. Конвекция проникает в атмосферу Солнца, в результате развивается мощный ветер и интенсивная потеря вещества. Из-за сильной потери массы обнажается горячее ядро, и Солнце переходит в фазу белого карлика. Его вещество очень плотное, масса около 0,6 , размеры сравнимы с размером Земли. В белом карлике почти нет других источников энергии, кроме тепловой энергии вещества, поэтому он постепенно остывает.

<< Титульный лист | Оглавление | 2. Почему изучают Солнце >>