Rambler's Top100Astronet    
  по текстам   по ключевым словам   в глоссарии   по сайтам   перевод   по каталогу
 

На первую страницу Методика преподавания астрономии
<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ

За время, протекшее от первого издания (1947г.) этой книги, благодаря рецензиям и собственному опыту, накопленному в процессе преподавания в школе и чтения лекций по методике астрономии, накопился и новый материал и выявлены недочёты первого издания. В связи с этим заново переработана глава "Астрономия как учебный предмет"; в ней изложена история преподавания и методики астрономии в нашей стране. Заново написан также параграф о планетариях, так как эти аппараты имеются уже во многих городах СССР. Вследствие быстрого развития советской космогонии оказалось необходимым и эту часть книги написать заново. Многие параграфы пополнены и изменены в связи с современными задачами школы. В указателе литературы разделы по истории астрономии и другие дополнены новыми книгами и статьями.

Как в первом, так и во втором переработанном издании даются методические указания для всех средних школ. Поэтому, следуя программе средней школы, я описываю и некоторые приёмы изложения, которые могут быть нужны в школах с особым направлением (например, дающим среднее образование будущим морякам и др.). Учитывая задачи политехнической школы, я несколько дополнил описания методов и учебных пособий к практической части астрономии. Имея в виду основную задачу нашей школы - воспитание нашей молодёжи в духе диалектико-материалистического мировоззрения, в книге даны некоторые дополнения об успехах и достижениях советской астрономии и её практических применениях.

Зная подлинную практику преподавания в школе, я не сокращал описаний учебных пособий, так как, помимо соблюдения общедидактического правила о наглядности, они дают большую эффективность обучения и могут помочь учителям укладывать своё преподавание в установленное число часов.

"Таблицы по астрономии" под ред. П. И. Попова, выходящие теперь вторым изданием, включают в себя и "Методическое руководство", в котором подробно изложены способы их применения. Принимая во внимание наличие этого руководства, я в этой книге не повторяю сказанного в нём, считая, что "Таблицы" должны быть во всякой средней школе.

В книге приведены известные мне приёмы наглядного изложения нового материала с тем, чтобы учитель в своей собственной практике, соблюдая общие принципы обучения основам астрономии, имел возможность выбирать те приёмы и пособия, которые в данное время, в данной школе наиболее эффективны. В вопросе о том, как на практике уложиться в 34 часа, не может и не должно быть готовых рецептов для творчески работающего учителя, знающего и пополняющего свои знания, использующего для себя содержание общей методики астрономии. Принимая во внимание пожелания учителей, я ввёл особый параграф о прохождении курса в 34 часа и пример варианта учительского плана, а также предметный указатель.

Приношу сердечную благодарность товарищу многих лет П.И. Попову, давшему целый ряд весьма ценных советов, и многолетней помощнице - жене моей 3.А. Набоковой, много работавшей по просмотру рукописи и корректур, С.Н. Блажко и П.П. Паренаго, с которыми я советовался по хронологии астрономии, а также К.Л. Баеву, С.В. Орлову, В.Т. Тер-Оганезову, некоторыми соображениями которых я воспользовался при составлении книги.

В связи с подготовкой второго издания считаю своим приятным долгом выразить благодарность учительнице И. Б. Васильевой, оказавшей мне значительную помощь при собирании материала по истории методики астрономии, А. И. Фетисову, А. И. Лебединскому, С. А. Шорыгину, написавшим ценные рецензии, Б. В. Кукаркину за советы по первой и второй главам, П. А. Знаменскому, Л. В. Кандаурову, С. И. Селешникову, Л. А. Панайотову, К. Н. Шистовскому, Р. И. Цветову, С. П. Григорову, Музею Академии архитектуры, Музею истории и реконструкции Москвы, предоставившим мне иллюстрации к некоторым частям книги. Особенно благодарю Е. Я. Минченкова за его весьма ценные замечания по тексту и внимательное, вдумчивое редактирование этого издания.

Надеюсь, что книга поможет учительству, студентам и аспирантам в деле совершенствования преподавания астрономии; буду весьма благодарен за критические замечания по книге.

М. Набоков

<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

Публикации с ключевыми словами: методика преподавания - преподавание астрономии - учебные пособия - демонстрации - звездное небо - школьный атлас - звездная карта - звездные карты - модель - численное моделирование - наблюдения - солнечные часы - планетарий - планирование занятий - наглядные пособия
Публикации со словами: методика преподавания - преподавание астрономии - учебные пособия - демонстрации - звездное небо - школьный атлас - звездная карта - звездные карты - модель - численное моделирование - наблюдения - солнечные часы - планетарий - планирование занятий - наглядные пособия
См. также:
Все публикации на ту же тему >>

Мнение читателя [1]
Оценка: 3.2 [голосов: 175]
 
О рейтинге
Версия для печати Распечатать

Астрометрия - Астрономические инструменты - Астрономическое образование - Астрофизика - История астрономии - Космонавтика, исследование космоса - Любительская астрономия - Планеты и Солнечная система - Солнце


Астронет | Научная сеть | ГАИШ МГУ | Поиск по МГУ | О проекте | Авторам

Комментарии, вопросы? Пишите: info@astronet.ru или сюда

Rambler's Top100 Яндекс цитирования