На первую страницу Методика преподавания астрономии
<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

§ 58. Кометы, метеоры и метеориты.

В теме о кометах и метеорах надо объяснить физическую природу комет и изменения их хвостов, связь метеоров с кометами, а также опровергнуть всякого рода кривотолки, относящиеся к появлению комет и к метеорам.

Всё учение о кометах создано трудами отечественных учёных: Ф.А. Бредихина, П.Н. Лебедева и С.В. Орлова. Учитель в этой теме имеет прекрасную возможность рассказать об этом и выявить предвидения М.В. Ломоносова, который, не имея ещё данных для вывода, предполагал наличие тех причин, которые теперь с несомненностью установлены нашими отечественными астрономами.

Начать изложение следует с напоминания об орбитах комет и после этого показать ряд картин, рисующих изменение вида кометы по мере приближения её к Солнцу. Основываясь на теории Бредихина, продолженной и углублённой в трудах С.В. Орлова, учитель разъясняет причину развития хвостов и их типы.

Узнав о значении светового давления в процессе образования хвостов, учащиеся иногда приходят в недоумение, почему световое давление не задерживает движения самой кометы. Чтобы предупредить такое недоумение, следует объяснить, что световое давление прямо пропорционально поверхности (т. е. в случае шара квадрату его радиуса), а инерция и тяготение пропорциональны массе (т.е. кубу радиуса), и поэтому световое давление может смещать лишь самые мелкие частицы, не соединённые в одно тело. При этом надо указать на большое число комет, которые ежегодно наблюдают астрономы и о которых ввиду их малой яркости сообщения в широкую печать обычно не поступают.

Это указание, а также возможность предвычисления появления некоторых комет, наблюдавшихся ранее, ярко обнаруживают нелепость взгляда на кометы как на "небесное знамение". Следует рассеять и другую басню - о возможной гибели Земли от "столкновения кометы с Землёй", напомнив, что случаи прохождения Земли через хвосты кометы уже были и не повлекли за собой ничего особенного.

Изложение должно быть иллюстрировано таблицами, среди которых имеются изображения комет на разных расстояниях от Солнца. Очень полезно показать диапозитив, иллюстрирующий световое давление, и приборы, построенные П.Н. Лебедевым для его обнаружения.

С иллюстрациями следует излагать и описание метеоров и метеорных потоков. При изложении вопроса о метеорных потоках полезно показать модель орбиты метеорного потока, так как периодические повторения метеорных дождей не вполне ясно воспринимаются при обыкновенном изложении (даже и с чертежом).

Объяснение свечения метеоров нетрудно обосновать, так как учащиеся из курса физики знают о переходе механической работы в теплоту. Но при этом обязательно следует привести средние линейные скорости метеоров (десятки километров в секунду) и, если это возможно, дать пример на вычисление количества выделяющейся теплоты даже при небольшой массе. Объяснение существования метеорных потоков делается так, как это обычно излагается в учебниках. Весьма существенно указать, что исследования состава упавших метеоритов показывают, что в них не содержится химических элементов, неизвестных на Земле. Это указание выявляет единство вещества во вселенной. Полезно сопоставить со всякими суевериями научный взгляд на метеоры и разъяснить практическое значение исследований высот сгорания метеоров и их спектров (впервые осуществлённые в России С.Н. Блажко). Они дают сведения о свойствах земной атмосферы на больших высотах, что весьма важно для высотной авиации.

Особое внимание следует обратить на установление связи между кометами, метеорами и астероидами. Рассказ об исследовании Сихотэ-Алинского метеорита экспедицией акад. В.Г. Фесенкова может быть весьма интересен для учащихся.

Учителю полезно ознакомиться со статьёй В.Г. Фесенкова и Е.Л. Кринова1 о Тунгусском метеорите, о ложности слухов насчёт "марсианского корабля". Это нужно на тот случай, если с такого рода вопросом обратится кто-либо из учащихся. Этот необоснованный слух уже забыт, и включать его в изложение на уроках нет необходимости.

1 В.Г. Фесенков и Е.Л. Кринов, "Марсианский корабль" и Тунгусский метеорит, "Литературная газета" от 9 августа 1951 г.

<< Предыдущая