На первую страницу Методика преподавания астрономии
<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

Глава шестая

МЕТОДИКА ИЗЛОЖЕНИЯ АСТРОНОМИИ

Главное дело вовсе не в изучении правил,
а в изучении тех научных основ,
из которых эти правила вытекают.
К. Д. Ушинский.
("Человек как предмет воспитания",
т. I, СПБ, 1873, стр. 39.)

§ 40. Изложение введения.

Астрономию принято разделять на сферическую, теоретическую и астрофизику. Эти разделения почти в точности соответствуют более современным: астрометрия (часть которой составляет сферическая астрономия), небесная механика ('часть которой составляет теоретическая астрономия) и астрофизика. Все отделы программы имеют одинаковый вес в общей задаче курса астрономии - воспитать у учащихся диалектико-материалистическое понимание природы. Поэтому весь курс астрономии в школе должен соответствовать последовательности изложения, принятой в науке астрономии, и начинаться с основ сферической астрономии. Мнение, что эта часть курса носит лишь формальное значение, не представляя ценности для развития научного мировоззрения, не имеет основания.

В начале курса, на первом уроке, даётся понятие о содержании астрономии и её значении для мировоззрения. Несомненно, что полное понимание содержания и значения астрономии учащиеся могут получить только в течение прохождения курса. Поэтому на первом уроке возможно лишь кратко очертить и предмет изучения, и его значение. Чтобы такой очерк не был отвлечённым, полезно его сделать на основе краткого предварительного описания современного знания о вселенной. Это описание особенно живо и хорошо удаётся в том случае, когда до первого урока в классе учитель уже провёл первое ознакомительное наблюдение неба.

Этот очерк должен дать учащимся общее представление о задачах и методах астрономии и современных её успехах, но в элементарной живой форме, в связи с кратким указанием на развитие знаний о вселенной с теми наблюдениями, которые надо стараться провести предварительно. Показывая картины небесных объектов, учитель может в общих чертах описать нашу солнечную систему, звёздный мир, нашу звёздную систему и указать на существование бесчисленных звёздных систем. Сведения о соотношениях расстояний и размеров небесных тел даются не в числах, а путём наглядных сравнений и разумно подобранных моделей. Для демонстрации размеров солнечной системы можно применить упоминавшуюся выше (см. здесь) модель Д. Д. Галанина (Солнце - шарик с ниткой и бусинкой на конце, изображающей Землю). Можно показать и модель Галактики. Существенно при этом изложении подчеркнуть изменения, происходящие в небесных телах, и для некоторых из них дать представление о скорости этих изменений.

При этом учитель должен напомнить известные учащимся из курса истории факты борьбы передовой науки с религией, не вдаваясь в детали, которые будут раскрыты далее.

Определение, астрономии как науки, изучающей движения, строение и эволюцию небесных тел, может быть на этом первом занятии дано лишь в самых общих чертах - оно раскроется в процессе прохождения курса. Параллельно с очерком задач астрономии надо дать понятие об основном её методе - наблюдении, особенно имея в виду предстоящие наблюдения по заданиям. Если удалось до этого занятия провести вводное наблюдение, то вышеуказанный метод изложения (от звёздного неба к описанию вселенной) вполне наглядно подтвердит учащимся значение наблюдений.

Учителю следует особенно тщательно подготовить к этому занятию наглядные пособия и заранее подобрать самому или заимствовать из научно-популярных книг удачные сравнения и аналогии.

Надо помнить, что вслед за этой небольшой частью следуют элементы сферической астрономии, которые несут с собой довольно много всякого рода определений и построений, значение которых вскрывается не сразу. Поэтому первое занятие должно дать учащимся перспективу всего курса в наиболее доступной и интересной форме, подводящей к мысли о значении астрономии. Рассказ в том виде, как сказано выше, даёт возможность учителю указать, что изучение астрономии расширяет понятие о вселенной и показывает общность законов природы в ней. При этом надо указать и значение астрономии для нашего социалистического строительства.

Это общее введение должно быть действительно кратким: ни в коем случае не следует перегружать учащихся обилием фактов или числовыми данными. Задача лишь в том, чтобы учащиеся узнали, что они будут изучать в новом предмете. Введение даёт, так сказать, "зарядку" к прохождению курса.

В конце этого занятия должно быть дано первое задание для наблюдений: найти на небе и зарисовать расположение нескольких главных созвездий южной и северной половин небосвода с повторением этого же наблюдения в тот же вечер через 1-2 часа. Учитель на доске рисует два полукруга, зарисовывает в них взаимное расположение созвездий для 9-10 часов вечера данного месяца и указывает учащимся, что они должны сделать свои рисунки по наблюдениям таким же способом.

<< Предыдущая