На первую страницу Методика преподавания астрономии
<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

Глава третья

ШКОЛЬНЫЕ АСТРОНОМИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ

Учение следовало бы начинать не
с словесного толкования о вещах, но
с предметного над ним наблюдения.
А. Коменский, Великая дидактика.

§ 16. Вводные наблюдения. Постановка астрономических наблюдений в школе имеет целью, во-первых, познакомить учащихся непосредственно с теми небесными явлениями, знакомство с которыми совершенно необходимо для изложения астрономии. Такого рода наблюдения (ознакомительные) настолько важны, что при отсутствии их невозможно изложить астрономию с уверенностью, что учащиеся поймут её надлежащим образом. Без проведения наблюдений преподавание становится по существу формальным, оторванным от действительности, "меловым". Постановка астрономических наблюдений важна и в том отношении, что даёт учащимся элементарную практику в приложении получаемых знаний.

Из астрономических школьных наблюдений учащиеся должны получить умения и навыки в ориентировке по небесным светилам и в приближённых астрономических измерениях. Это даёт возможность лучше уяснить часть курса, касающуюся практических применений астрономии в народном хозяйстве, мореплавании и авиации. Кроме того, школьные астрономические наблюдения развивают у учащихся наблюдательность - качество, весьма ценное для общего воспитания. Наблюдательные работы этого рода мы в дальнейшем будем называть практическими работами. Практические работы важны также и потому, что они дают материал для проверки знаний, имеющихся у учащихся.

Наблюдения первого рода (ознакомительные) мы можем подразделить на две группы: 1) вводные - дающие учащимся непосредственные знания самого явления для того, чтобы под водить их к обобщениям и выводам на занятиях, и 2) иллюстративные - имеющие целью дополнить изложение об известном уже объекте более подробным его изучением. Наблюдения вводные, вообще говоря, предшествуют прохождению определённого отдела курса, наблюдения иллюстративные проводятся уже после изучения учащимися того же раздела курса.

Совершенно очевидно, что иллюстративные наблюдения могут, а в некоторых случаях и должны иметь один и тот же объект с вводными. Вводные наблюдения должны быть проведены по отношению ко всем разделам курса, но особенно к разделу сферической астрономии и элементов теоретической астрономии. В разделе астрофизики роль вводных наблюдений становится менее важной, но особое значение приобретают иллюстративные наблюдения.

Следует заметить, что невозможно и даже вредно строгое разделение наблюдений по разделам преподавания. От наблюдений небесных явлений следует стараться получить не только тот материал, который нужен для данного раздела, но использовать наблюдения и для последующих разделов, так как течение явлений, условия погоды и т. п. не могут гарантировать, что это наблюдение можно будет повторить позже. Астрофизическим наблюдениям должно придаваться не меньшее значение, чем наблюдениям, связанным с разделом сферической астрономии.

Вводные наблюдения необходимо провести следующего содержания: 1) общее знакомство со звёздным небом - с созвездиями и с суточным движением звёзд; 2) видимое движение Солнца; 3) видимое движение планет; 4) видимое движение Луны и смена фаз Луны; 5) спутники Юпитера и их движение; 6) вращение Солнца и изменение вида пятен; 7) цвета и спектры звёзд; 8) Двойные звёзды; 9) изменение блеска переменной звезды; 10) звёздные скопления и туманности; 11) Млечный Путь.

Не все эти наблюдения могут быть выполнены в один вечер, и не все они требуют непосредственного присутствия учителя. Большинство их должно выполняться школьниками по заданиям учителя самостоятельно, но начальное, дающее способ выполнения, требует либо присутствия учителя, либо обстоятельного разъяснения приёмов выполнения.

К тому же выводы о ряде явлений учащиеся получают толь ко после некоторого периода кратковременных наблюдений. Так, например, вращение Солнца учащиеся замечают после 3-4 дней наблюдений его (с трубой - на экране). В дальнейшем наблюдения по заданиям отмечены номером в квадратных скобках.

<< Предыдущая