На первую страницу Методика преподавания астрономии
<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

§ 15. Школьные астрономические кружки.

Организация в школе астрономического кружка из учащихся старших классов весьма желательна. Руководителем такого кружка, конечно, должен быть учитель астрономии.

Задача руководителя кружка заключается, прежде всего, в том, чтобы, содействуя индивидуальным интересам членов кружка с учётом предложений учащихся, разработать план работы кружка, который удовлетворял бы его членов, вызывая длительный интерес их к занятиям в кружке. Опыт показывает, что такой интерес основывается обычно на живой активной работе членов кружка над какими-нибудь приборами, моделями или установками. Если тематика кружка не будет вести к такой работе, то члены его через непродолжительное время, прослушав ряд докладов, станут охладевать к занятиям и перестанут их посещать.

Наиболее подходящими для школьного астрономического кружка являются темы исторического и астрофизического характера, и лишь некоторые из тем, относящиеся к сферической астрономии. Это темы, имеющие явно выраженное практическое значение, например элементы штурманского дела или связанные с измерением времени.

Из исторических тем большое воспитательное значение имеют темы, посвящённые жизни и деятельности великих учёных, самоотверженно боровшихся за установление научного мировоззрения (Коперник, Бруно, Галилей), а также ряду отечественных учёных, много сделавших для развития астрономии. Среди них первое и почётнейшее место заслуженно принадлежит гениальному М. В. Ломоносову.

В качестве объектов для практической работы членов кружка могут быть выбраны постройка астрономической площадки, солнечных часов, телескопа из имеющихся линз и т. п.

В задачи руководителя астрономического кружка входит также рекомендация учащимся научно-популярной литературы для чтения и при подготовке к докладу или реферату.

Все доклады и сообщения учащихся необходимо сопровождать демонстрацией наглядных пособий, диапозитивов, кинофильмов. Многие диапозитивы, например, изображающие отдельные созвездия или области неба, легко могут быть изготовлены самими учащимися из чёрной бумаги с отверстиями разной величины.

Нужно заметить, что работа кружка ни в коем случае не должна строиться как некий пропедевтический курс астрономии, повторяющий в основных чертах программу по астрономии Х класса. Такое ведение занятий в кружке сразу оттолкнёт от него учащихся и обречёт дело на быстрый провал.

В настоящее время в литературе имеется описание опыта работы некоторых астрономических кружков в школах Москвы, Куйбышева, Симферополя и других городов.

В городах с большим количеством школ можно объединить в одном кружке учащихся нескольких школ. Особенно рациональна организация таких междушкольных кружков в городах, в которых имеются планетарии. Опыт работ таких кружков имеется у Московского планетария. Он показывает, что при правильном планировании работа такого кружка, даже составленного из учащихся различных возрастов, может быть весьма плодотворной. Следует только иметь в виду, что она должна проводиться в тесном единении с учителями, с учётом их пожеланий, школьного опыта и, если это практически возможно, при непосредственном их участии.

Следует обратить особое внимание на то, чтобы не "засушить" работы кружка теорией и рефератами. Рефераты в кружке должны быть связаны с наблюдениями. Эта связь может быть построена или на предварительных наблюдениях, вызывающих интерес к вопросу, или на последующих, вытекающих из заслушанного реферата. Наблюдения объединят работу старшего и младшего кружков, причём старший кружок, естественно, получит руководящую роль.

<< Предыдущая