Загадка гамма-всплесков решена?
24.08.2000 9:52 | К. А. Постнов/ГАИШ, Москва

Гамма-всплески представляют собой колоссальные космические взрывы, которые наблюдаются только в самой жесткой части электромагнитного спектра. Некоторые длятся лишь доли секунды, длительность других доходит до нескольких минут. Происхождение гамма-всплесков остается загадкой со времени их обнаружения американским военным спутником в конце 60-х годов. Настоящий прорыв в исследовании этих объектов наступил после запуска в апреле 1991 г. специализированной космической обсерватории им. Комптона (CGRO), с борта которой ежедневно регистрируется новый гамма-всплеск. До этого времени считалось, что гамма-всплески происходят в нашей Галактике. В отличие от обычных звезд Галактики, которые в основном сосредоточены в области Млечного Пути, распределение на небе гамма-всплесков отличается высокой изотропией, что, как впервые предложили русские астрофизики И.С.Шкловский и И.Г.Митрофанов, может указывать на их космологическую природу. С тех пор идут дебаты об истинном происхождении гамма-всплесков.

Настоящей сенсацией на январской (1994) сессии Американского Астрономического общества стало сообщение группы под руководством Дж. Норриса из Годдардского Центра Управления НАСА об обнаружении ими эффекта замедления времени в гамма-всплесках, наблюдавшихся с борта СGRO. Этот эффект состоит в увеличении наблюдаемой длительности сигнала, пришедшего из удаленных от нашей Галактики областей, где время течет относительно медленнее. Это является следствием ОТО и космологического расширения Вселенной. Второе независимое указание на космологическую природу, как заявил Норрис, связано с "покраснением" спектров слабых гамма-всплесков (эффект, хорошо известный в оптической астрономии для удаленных галактик и квазаров).

Однако немедленно за пресс-релизом НАСА последовало сообщение проф. Дона Лэмба из Чикагского Университета и Дж. Куэшнока из Института Энрико Ферми, что их результаты исследования гамма-всплесков, опубликованные в номере Monthly Notices of Royal Astronomical Society от 15 декабря 1993 г., ведут к прямо противоположному выводу. Эти авторы изучали распределение открытых CGRO гамма-всплесков на небе. На первый взгляд, их положение полностью случайно. Однако учет точности локализации каждого всплеска, которая известна в лучшем случае до 1 градуса, показывает, что на самом деле гамма-всплески собираются в отдельные скопления, так что статистически положения этих всплесков совпадают. В большинстве случаев вокруг одного яркого всплеска группируется несколько более слабых. Примерно 1/3 из 38 ярких всплесков повторяются за 10 месяцев анализировавшихся наблюдений. Ничего подобного нельзя было обнаружить ранее, так как телескоп BATSE, на котором регистрируют большинство всплесков на борту CGRO, имеет чувствительность в 10 раз превосходящую достигнутую ранее.

Оказалось, что яркие всплески рапределны изотропно по небу. Самые слабые группируются к ярким и предположительно являются повторными вспышками от одних и тех же объектов; вспышки промежуточной интенсивности группируются в области Млечного Пути.

Куэшнок сравнил полученное распределение гамма-всплесков со звездами ночного неба. "Вы смотрите на ночное небо и видите яркие звезды повсюду. Но в темную ночь вы также замечаете Млечный Путь, который состоит из огромного числа звезд Галактики, только они находятся очень далеко от Солнца". Тот факт, что вспышки промежуточной интенсивности не показывают повторов, объясняется тем, что они являются яркими источниками, расположенными далеко, поэтому повторные вспышки от них оказываются ниже предела чувствительности.

Окончательный ответ на вопрос о природе гамма-всплесков дадут дальнейшие наблюдения с более высокой чувствительностью, а также отождествление гамма-всплесков с объектами, излучающими в других областях спектра.

К.А.Постнов