На первую страницу
Физические основы строения и эволюции звезд

<< 1.5 Давление газа... | Оглавление | 1.7 Вариационный принцип >>

1.6 Основы термодинамики звезд

Ограничимся случаем химически однородной звезды. Одной из самых важных термодинамических функций вещества является удельная тепловая энергия $ E$. Пусть $ E$ известна как функция удельного объема $ v={1/ \rho}\;[$см$ ^3/$г$ ]$ и удельной энтропии $ S:E=E(v,S)$.

По I закону термодинамики $ dE=-Pdv+TdS$. Поэтому, зная $ E(v,S)$, можно найти и другие термодинамические величины. Например,

$\displaystyle P=\left.-{\partial E\over \partial v}\right\vert _S; \quad T=\left.{\partial E\over
\partial S}\right\vert _v.
$

При заданной температуре $ T$ иногда при расчетах удобно пользоваться свободной энергией системы $ F=E-TS$:

$\displaystyle dF=-Pdv-SdT.
$

Таким образом, $ F=F(v,T)$. Однако при исследовании механической устойчивости равновесной звезды важно знать $ E(v,S)$, так как процессы теплопроводности в звезде очень медленные и поэтому пульсации происходят адиабатически, т.е. с сохранением энтропии, но не температуры.

Введем еще одну важную термодинамическую функцию -- энтальпию $ H=E+Pv$

$\displaystyle dH=TdS+vdP.

\begin{wrapfigure}{r}{0.5\textwidth}
\epsfxsize =0.45\textwidth
\hbox to0.5\textwidth{\hss\epsfbox{fig/f09.ai}\hss}
\end{wrapfigure}
Рис. 9.

Если энтропия фиксирована, то $ \left.dH\right\vert _S=vdP={dP\over \rho}$. Используя это соотношение, запишем условие равновесия звезды $ -{1\over \rho} \,\nabla P-
\,\nabla \varphi=0$ в виде $ - \,\nabla {(H+\varphi)}=0$. Итак, для изэнтропических звезд ( $ S=$const) условие равновесия есть $ H+\varphi=$const по звезде. На краю $ P=0, \;\rho=0, \;H=0,$ поэтому const$ =-{GM\over R}$. Внутри звезды энтальпия является ``зеркальным отражением'' $ \varphi$ (рис. 9).

Каков физический смысл соотношения $ H+\varphi=$const? Возьмем 1 г холодного вещества на бесконечности и поместим его в звезду на расстоянии $ r$ от центра. Работа гравитационного поля при этом равна $ \varphi (r)$. Чтобы этот грамм находился в равновесии с веществом звезды, его необходимо нагреть до температуры окружающей среды $ T(r)$, придать объем $ v(r)$, т.е. совершить работу $ E(T,v)$. Кроме этого, необходимо произвести работу $ Pv$, освобождая полость объема $ v$, в которую мы поместим наш элемент. Итак, полная работа равна $ \varphi+E+Pv=
\varphi+H$. Условие $ \varphi+H=$const говорит о том, что затраченная работа не зависит от места, в котором мы размещаем элемент вещества.

Вместо того, чтобы брать элемент вещества на бесконечности, мы можем взять его в другом месте звезды. Тогда условие $ H+\varphi=0$ означает, что полная работа при перестановке двух элементов равна нулю, т.е. изэнтропическая звезда находится в безразличном равновесии относительно таких перестановок.

<< 1.5 Давление газа... | Оглавление | 1.7 Вариационный принцип >>