UGC10214. Photo: RAS, Cambridge, UK Абсолютно темные галактики
19.01.2001 18:55 | scientific.ru

В некоторых СМИ и в Интернете   появилось сообщение, подававшееся как сенсация, о возможности существования многочисленных галактик, вообще не имеющих звезд и полностью состоящих из невидимого вещества. На самом деле журналистов удивил давно известный факт наличия во Вселенной темной материи . Действительная новость (впрочем, уже опубликованная в Октябре 2000 г. в статье Н.Трентама и др. ) состоит в формулировании аргументов, говорящих лишь об очень вероятной гипотезе о возможном существовании многочисленных полностью невидимых галактик (сравнительно небольшой массы) и о стратегии поиска таких галактик.

Такая стратегия должна зависеть от природы темной материи. Если в темных галактиках совсем нет обычного вещества, то их можно обнаружить по эффекту гравитационной линзы (на это указывал Л.Б.Окунь еще в 1980 г.). Если там есть много бурых карликов (или старых вырожденных звезд и черных дыр), то должно быть обнаружимо их инфракрасное излучение. Есть много примеров взаимодействующих галактик, обменивающихся веществом, но изредка наблюдают, как вещество уходит в направлении пустого места. Хороший пример для поиска невидимой галактики, например, по эффекту гравитационной линзы - это UGC 10214 (лучше видно на черно-белом снимке) - возможно поток вещества вызван приливом со стороны невидимой галактики, состоящей из темной материи.

Публикации с ключевыми словами: Скопление галактик - темная материя