Звезды, пульсирующие

К П.З., или цефеидам, относятся переменные звезды (см. Звезды переменные), относящиеся к сверхгигантам, которые меняют свой блеск из-за периодически повторяющегося расширения и сжатия звезды как целого. Такие колебания размеров происходят на определенной стадии эволюции массивных звезд, и связаны с нарушением баланса между силами гравитации, стремящимися сжать звезду, и силами давления горячего газа и излучения, стремящимися звезду расширить. В результате возникают колебания относительно равновесного состояния звезды. Период колебаний зависит прежде всего от средней плотности звезды и меняется примерно от одних суток для сравнительно плотных звезд до ста и более суток для наиболее разреженных. Название цефеиды П.З. получили от переменной звезды $\delta$ Цефея, периодическое изменение блеска которой было открыто в XVIII веке. П.З. играют большую роль в определении расстояний до звездных систем, и прежде всего до не слишком далеких галактик, где они наблюдаются. Это связано с тем, что средняя светимость П.З. оказывается тесно зависящей от периода ее колебаний, что дает возможность определить светимость при систематическом наблюдении за изменением видимого блеска П.З. Зная светимость и видимую звездную величину звезды, не сложно оценить расстояние до нее.

L | R | А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | Й | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Э | Ю | Я