Список публикаций
за 16 марта 2001.
Когда ставится вопрос о необходимости преподавания астрономии в школе, то оппоненты, чаще всего из руководства, интимным тоном задают встречный убийственный вопрос: А для чего простому работяге в его практической жизни понадобится астрономия?... Ну, там, навигация, ориентация, ориентирование по звездам..., так ведь этим занимается очень небольшое количество людей, которых специально к этому готовят!
Противостоять нынешней волне иррационализма и мистики - естественная позиция каждого здравомыслящего и образованного человека. Для творчески активного исследователя такая позиция - одновременно и выполнение общественного (если угодно - гражданского) долга. Нет ведь никаких сомнений, что преобладание в обществе упомянутых акцентов мироощущения - это уменьшение притока в науку будущих Колмогоровых и Гамовых. Это, одновременно, реальная опасность свертывания серьезных
Со времени выхода последнего выпуска нашего альманаха Солнце миновало точку минимума солнечного цикла 22 и не только вступило в новый цикл своего развития 23, но, возможно, уже достигло его максимума. Точку минимума цикла 22 Солнце прошло в мае 1996 года и две последние большие вспышки из табл.
При определении численности метеоров и их распределения по блеску часто используются визуальные наблюдения, проводимые методом многократного отсчета (1). Этот метод заключается в том, что четыре-шесть наблюдателей одновременно и независимо обозревают околоземную область неба диаметром 2a=60, ограниченную круглой рамкой. При этом помимо характеристик каждого метеора - блеска, угловой длины, положения относительно рамки и т. д.
Знаменитый адмирал Р.Фицрой, капитан Бигля, на котором путешествовал Ч.Дарвин, один из основателей синоптической метеорологии, назвал как-то астрометеорологию постыдной наукой, вводящей публику в заблуждение. Астрометеорология- один из самых древних методов прогноза, в основе которого лежит предположение о связи вариаций атмосферных параметров с движением планет.
Наш журнал для любителей астрономии посвящен одной из самых интересных и важных наук о природе. Наверное, не найдется ни одного читателя, который бы не согласился с утверждением, что астрономия - это наука. Но когда произносят слово наука, то предполагается, что все одинаково понимают, о чем идет речь. А так ли это на самом деле?
По просьбе редакции Вселенная и Мы, доктор физ-мат. наук, старший научный сотрудник ГАО РАН Вадим Николаевич Карпинский* и директор Астрономической обсерватории Иркутского университета Сергей Арктурович Язев обратились к известному писателю-фантасту Борису Натановичу Стругацкому с просьбой провести беседу для читателей нашего альманаха. Борис Натанович любезно согласился, и мы приводим здесь стенограмму этой беседы, подготовленную С.А.
Астрономические олимпиады для школьников проводятся в нашей стране уже более 50 лет. В последние годы олимпиады проводятся в один-два, реже - три тура: теоретический, практический, творческий, наблюдательный. Каждый тур - это решение задач или выполнение какой-либо работы. На выполнение этих заданий обычно отводится 3-4 часа. На теоретическом туре школьникам обычно предлагается несколько негромоздких задач.
В мирах любви неверные кометы, Сквозь горних сфер мерцающий стожар - Клубы огня, мятущийся пожар, Вселенских бурь блуждающие светы, - Мы вдаль несем...Пусть темные планеты В нас видят меч грозящих миру кар, - Мы правим путь свой к Солнцу, как Икар, Плащем ветров и пламени одеты.
(околонаучная фантастика, наши литературные дебюты) ...Вахту перевалило за половину. Впереди было еще порядком, а старому Питеру все уже порядком поднадоело. Он сидел один в пультовой, девочки посвистывали и причмокивали в соседней комнате. Питер бегло оглядел экран и индикаторы. Все было в норме. На западном лимбе разворачивалась предвспышка. Питер закряхтел, умащиваясь в кресле, и начал вспоминать. |
|