Журнал "Небосвод" за июль 2022 года Журнал "Небосвод" за июль 2022 года
23.06.2022 16:07 | Александр Козловский

Уважаемые любители астрономии!

В ясные ночи июля можно совершать увлекательные путешествия по звездному небу. Виктор Смагин расскажет нам о небесных объектах, видимых в этом месяце.

М16 - самая северная в <великолепной четверке> летних туманностей, она располагается в южной оконечности созвездия Змеи. Скопление М16 состоит из трех с лишним сотен очень молодых и крайне горячих звездочек О класса возрастом от 1 миллиона лет.

Стоит, наверное, отметить, что это рассеянное скопление является самым юным, по крайней мере, в каталоге Мессье, а звездообразование продолжается в нем и по сей день. Центрами звездообразования являются знаменитые <слоновьи хоботы> - гигантские пылевые колонны длиной в несколько световых лет. Плотность межзвездной пыли в них так велика, что происходит ее гравитационное <слипание> в глобулы - очень компактные образования размером порядка Солнечной системы и, далее, в звезды.

Туманность М16, называемая также Орлом, располагается примерно на таком же расстоянии, как и Лагуна, но, к сожалению, довольно сильно завуалирована <Большим Провалом> - комплексом темной молекулярной пыли, тем самым, что делит летний млечный путь на два ручья, тем, что отчасти скрывает от нас все великолепие центра Галактики. Большой Провал расположен от нас на расстоянии всего в несколько сотен световых лет, а в районе М16 поглощает света примерно на три звездные величины. Кто знает, насколько прекраснее стало бы летнее небо, пройдись по нему этаким космическим пылесосом?

Неподалеку от туманности Орел расположена туманность Лебедь - следующий по каталогу Мессье объект. В чем-то эти две соседки похожи: были открыты Шезо, потом переоткрыты Мессье, внесены в каталог в один день, расположены на примерно одинаковом расстоянии Но уж если нет двух одинаковых шаровых скоплений, так диффузных туманностей - тем более.

При наблюдении в бинокли и небольшие телескопы бросается необычная для туманностей вытянутая форма, а в телескопы чуть большего размера - силуэт лебедя прослеживается во всем своем великолепии. По привычке глаз ищет скопление новорожденных звездочек рядом с туманным пятнышком, но не находит - не потому что их нет, а потому, что это скопление невидимо! Невидимо, как обычно, только в любительские телескопы.

Полностью статью можно прочитать в июльском номере журнала Небосвод за 2009 год. Не смотря на давность публикации, она актуальна и сейчас. Наблюдайте и присылайте ваши статьи в журнал Небосвод.

Редакция журнала Небосвод

СОДЕРЖАНИЕ

4  Небесный курьер (новости астрономии)
   Существует ли информационный
   парадокс черных дыр?                     Алексей Левин
9  Вега - голубая жемчужина
    северных небес                          Андрей Климковский
11 Забытые победы Франца Энке               Павел Тупицын
17 История астрономии 21 века               Анатолий Максименко
26 Небо над нами: ИЮЛЬ - 2022               Александр Козловский

Журнал "Небосвод" за июль 2022 года в формате pdf

Содержание журнала "Небосвод" за 2006 - 2019 годы

Для желающих скачивать журнал (все номера!) в минимальном размере файла, имеется ресурс http://mixail-63.narod.ru/index/0-6 Здесь, например, архив журнала за 1 полугодие 2013 года весит всего 11 Мб (формат djvu)

Весь архив журнала "Небосвод" можно скачать, например, здесь http://magzdb.org/j/413 или здесь http://ivmk.net/lithos-astro.htm

Присоединяйтесь к сообществу любителей астрономии, и вместе к новым знаниям о Вселенной!

Публикации с ключевыми словами: астрономическое образование - астрономическое общество - астрономия - астрономия и интернет