Аннотации основных статей журнала «Земля и Вселенная» № 4, 2019 г. Аннотации основных статей журнала «Земля и Вселенная» № 4, 2019 г.
29.10.2019 10:56 | В. И. Щивьев/Редакция журнала ЗиВ

«Как Море Восточное оказалось на западе (история обратной стороны Луны продолжается)». Доктор физико-математических наук В.В. Шевченко (Государственный астрономический институт им. П.К. Штернберга МГУ).

Исследования невидимого с Земли полушария Луны, начатые в 1959 г. при запусках первых космических лунников, были продолжены в 1965 г. с использованием новой серии космических аппаратов. Автоматические межпланетные станции «Зонд» предназначались для изучения Венеры и Марса. Одна из первых АМС этого типа, «Зонд-3» была направлена к Луне для отработки новой съемочной аппаратуры. В процессе облета земного спутника были получены изображения обратной стороны, оставшиеся за пределами съемок, выполненных в 1959 г. В результате этого эксперимента появились возможности составления карты и глобуса Луны, покрывающих уже почти 90% всей лунной поверхности.

«Об освоении Луны. Планы и ближайшие перспективы». Доктор физико-математических наук И.Г. Митрофанов (Институт космических исследований РАН), академик Л.М. Зелёный (Институт космических исследований РАН).

В предлагаемой публикации мы продолжаем обсуждение темы освоения Луны, начатое в первой части статьи «Об освоении Луны» (ЗиВ, 2019, № 1). В статье обсуждаются научные и технологические исследования, которые будут проведены на первом этапе российской лунной программы, основанной на использовании автоматических космических аппаратов, и представлено их краткое описание.

«Ресурсы ближнего космоса, или зачем нам Луна?». Кандидат физико-математических наук В.А. Леонов (Институт астрономии РАН).

Луна – ближайшее к Земле тело Солнечной системы, которое сопровождало нашу планету на протяжении всей ее эволюции. Появление телескопов позволило составить подробные карты поверхности Луны, развитие космонавтики дало возможность запечатлеть ее обратную сторону, изучить состав лунного грунта, а также получить данные о ее сейсмической активности.
       В настоящее время в связи с развитием технологий Луна уже рассматривается не только как объект для фундаментальных исследований, но и как объект для начального этапа освоения инопланетных ресурсов. Космические агентства многих стран начинают планировать свои миссии с учетом строительства постоянных баз на Луне, которые в обозримом будущем могут стать центрами для дальнейшего распространения земной цивилизации в космическом пространстве.
       В статье отражены этапы изучения нашего спутника, рассмотрены вопросы целесообразности ее индустриализации, а также обозначен ряд проблем, которые необходимо решить перед началом «лунной экспансии».

«Неразгаданные тайны Луны». Доктор геолого-минералогических наук М.А. Иванов (Институт геохимии и аналитической химии им. В.И. Вернадского РАН).

В статье дается краткий обзор наиболее важных вопросов лунной геологии, которые имеют непосредственное отношение к общей проблеме эволюции планет. Эти вопросы связаны с лунной хронологией, ее вулканической активностью и внутренним строением. Несмотря на огромный прогресс в изучении Луны, многие аспекты этих вопросов все еще остаются далекими от решения.

«Что мы видим на поверхности Луны?». Доктор геолого-минералогических наук А.Т. Базилевский (Институт геохимии и аналитической химии им. В.И. Вернадского РАН.

В статье дан обзор современной информации о находящихся на Луне кратерах менее 1–2 км в диаметре и о камнях. Рассмотрены их морфология, процессы образования и разрушения, а также типичные времена существования на поверхности.

«Солнце в феврале – марте 2019 г.». В.Н. Ишков (ИЗМИРАН).

«Юбилей Алины Иосифовны Еремеевой».

В 2019 г. исполнилось 90 лет со дня рождения (65 лет научной деятельности) выдающемуся историку астрономии, кандидату физико-математических наук, старшему научному сотруднику Краснопресненской лаборатории ГАИШ МГУ А.И. Еремеевой, сотрудничающей с журналом «Земля и Вселенная» начиная с 1970 г. (ЗиВ, 2009, № 5).

«На заре лунной гонки…»

Представленная ниже статья – фрагменты первой части новой книги «Луна: история, люди, техника», которая готовится к выходу из печати в 2019 году. Книга посвящена истории изучения Луны с помощью космических средств. Ее автор – Павел Сергеевич Шубин, по образованию – математик, а также – энтузиаст и популяризатор космической науки и космонавтики. «Луна» – второе его произведение. Первая книга «Венера: неукротимая планета» (2015 г.) посвящена исследованию Венеры с помощью космических аппаратов.
       Чтобы написать их, Павел Шубин исследовал мемуарную литературу и журнальную периодику, проводил архивные разыскания, копировал и восстановил множество уникальных документов и чертежей, заказывал новые иллюстрации по имеющимся старым чертежам. «Венера» заслужила множество положительных отзывов (и критики) ученых, занимающихся изучением планет, и была переиздана в 2018 г. с исправлениями и дополнениями.
       Вторая замечательная особенность этих книг – в том, что финансовые средства и на подготовку материала, и на издание были собраны методом «краудфандинга» – сбора добровольных пожертвований с помощью интернет-платформы. Это прямое свидетельство в пользу того, что тема космоса и космонавтики по-прежнему интересна.
       Публикуемые ниже фрагменты были незначительно сокращены и дополнены.
       От всей души желаем автору успехов в его замечательном деле. Подробнее о Павле Шубине и его книгах можно узнать на сайте http://www.shubinpavel.ru/.

«Распиленная Луна доктора Каца». Роман Арбитман.

Предлагаемый читателю рассказ – некоторая вольность по отношению к рубрике, потому что изложенная в нем история произошла в действительности. Ее автор и в каком-то смысле герой – писатель-фантаст Роман Арбитман, также известный как докт. филол.н. Р.С. Кац, чью книгу «История советской фантастики» (о которой и пойдет речь) можно назвать очень смелой попыткой написать о фантастической литературе фантастическим же методом. Неудивительно, что и результат, о котором говорится ниже, получился в некотором роде фантастическим.

Читайте в журнале «Земля и Вселенная» № 5, 2019:

КОВАЛЁВ Ю.Ю. Семь лет «РадиоАстрона»
ШЕВЧЕНКО В.В. «Зонды» возвращаются
ВЕСЕЛОВСКИЙ И.С., КАПОРЦЕВА К.Б. Полет к Солнцу
РУБЛЁВА Ф.Б. Наука на колесах. Агитавтобус Московского планетария
ЯЗЕВ С.А. Южноамериканское затмение-2019
ЕРЕМЕЕВА А.И. Игорь Тимофеевич Зоткин (к 90-летию со дня рождения)
ГЕРАСЮТИН С.А. Исследователь тайн Солнца Альфред Фаулер
ГАЛИЧИЙ В.А. Теоретическое наследие А.Л. Чижевского и его роль в развитии космической физиологии и биоритмологии
Георгий Георгиевич Манагадзе (25.08.1936–27.04.2019)
ВИБЕ Д.З. Сто лет на страже неба (к юбилею Международного астрономического союза). Часть 1
БАРАБАНОВ С.И. К 60-летию Звенигородской обсерватории ИНАСАН
ПАЙСОН Д.Б. Космос в презентациях: в помощь преподавателям
ЗЕЛЁНЫЙ Л.М. «Будущие космические проблемы и их решения»

Журнал «Земля и Вселенная»

Научно-популярный журнал Российской академии наук.
Издается под руководством Президиума РАН.
Выходит с января 1965 года 6 раз в год. «Наука» г. Москва.

Подписной индекс – 70336 по объединенному каталогу «Пресса России».

Журнал на самом высоком уровне пропагандирует достижения Российской и мировой науки в области космонавтики, астрономии и наук о Земле.

Адрес редакции журнала «Земля и Вселенная»:
121099, Москва, Шубинский пер., 6
телефон: 8 (495) 276-11-68 доб. 42-31
e-mail: zevs@naukaran.com