Календарь наблюдателя на август 2016 года Календарь наблюдателя на август 2016 года
22.07.2016 17:17 | Александр Козловский

Уважаемые любители астрономии! Календарь наблюдателя на август 2016 года + карты путей комет и астероидов и покрытий - очередной выпуск ежемесячного периодического издания для любителей астрономии. В нем приводится информация о планетах, кометах, астероидах, переменных звездах и астрономических явлениях месяца. Подробно описываются явления в системе четырех больших спутников Юпитера. Имеются карты для поисков комет и астероидов. Чтобы всегда иметь при себе сведения о небесных телах и основных явлениях месяца, скачайте архивный файл КН и распечатайте его на принтере, либо просматривайте на вашем мобильном устройстве.

Сведения о других астрономических явлениях года в Астрономическом календаре на 2016 год

Веб-версия Астрономического календаря на 2016 год на на сайте Сергея Гурьянова

Сведения о других астрономических явлениях на более длительный период в Кратком Астрономическом календаре на 2016 - 2050 годы и Кратком Астрономическом календаре на 2051 - 2200 годы

ОБЗОР МЕСЯЦА

Избранные астрономические события месяца (время московское):

1 августа и весь месяц - сохраняется вероятность появления серебристых облаков на
сумеречном небе средних широт,
2 августа - новолуние,
4 августа - покрытие Луной планеты Меркурий при видимости в Южной Америке,
5 августа - Венера проходит в градусе севернее Регула,
6 августа - покрытие Луной планеты Юпитер при дневной видимости в Индонезии и Австралии,
10 августа - Луна в фазе первой четверти,
12 августа - максимум действия метеорного потока Персеиды с часовым числом метеоров
до 150 (возможно до 500!!),
13 августа - Сатурн в стоянии с переходом от попятного движения к прямому,
16 августа - долгопериодическая переменная звезда R Дракона близ максимума блеска
(6,5m),
16 августа - Меркурий достигает восточной (вечерней) элонгации 27 градусов,
17 августа - метеорный поток каппа-Цигниды из созвездия Лебедя достигает максимума
действия (3 метеора в час),
18 августа - полнолуние,
18 августа - полутеневое лунное затмение,
18 августа - долгопериодическая переменная звезда V Единорога близ максимума блеска
(6m),
19  августа - покрытие Луной планеты Нептун при видимости на Дальнем Востоке и в
Северной Америке,
22 августа - Меркурий проходит в 4 градусах южнее Юпитера,
24 августа - Марс проходит в 4 градусах южнее Сатурна и в 2 градусах севернее Антареса,
24 августа - долгопериодическая переменная звезда S Северной Короны близ максимума
блеска (6m),
25 августа - Луна в фазе последней четверти,
25 августа - покрытие Луной звезды Альдебаран из созвездия Тельца при видимости в
Северной Америке и Океании,
27 августа - сближение Венеры и Юпитера до 4 угловых минут,
29 августа - Меркурий проходит в 5 градусах южнее Венеры,
30 августа - Меркурий в стоянии с переходом от прямого движения к попятному,
31 августа - метеорный поток Ауригиды из созвездия Возничего достигает максимума
действия (6 метеоров в час).

Обзорное путешествие по звездному небу августа в журнале Небосвод за август 2009 года (http://astronet.ru/db/msg/1246378 ).

Солнце движется по созвездию Рака до 10 августа, а затем переходит в созвездие Льва и остается в нем до конца месяца. Склонение дневного светила, по сравнению с первыми двумя летними месяцами уменьшается с каждым днем все быстрее. Как следствие, также быстро уменьшается продолжительность дня: с 15 часов 59 минут в начале месяца до 13 часов 52 минут к концу описываемого периода (более двух часов). Эти данные справедливы для широты Москвы, где полуденная высота Солнца за месяц уменьшится с 52 до 42 градусов. Для наблюдений Солнца август - один из самых благоприятных месяцев в северном полушарии Земли. Наблюдения пятен и других образований на поверхности дневного светила можно проводить в телескоп или бинокль и даже невооруженным глазом (если пятна достаточно крупные). Но нужно помнить, что визуальное изучение Солнца в телескоп или другие оптические приборы нужно проводить обязательно (!!) с применением солнечного фильтра (рекомендации по наблюдению Солнца имеются в журнале Небосвод http://astronet.ru/db/msg/1222232).

Луна начнет движение по августовскому небу при фазе 0,02 в созвездии Близнецов, и в этот же день перейдет в созвездие Рака. Здесь 2 августа она примет фазу новолуния, перейдя на вечернее небо. 3 августа молодой месяц вступит во владения созвездия Льва, а 4 августа пройдет южнее Регула, Венеры и Меркурия (покрытие, видимое в Южной Америке) при фазе около 0,05. К концу дня 5 августа фаза Луны увеличится до 0,1, и она достигнет созвездия Девы, пройдя перед этим соединение с Юпитером (покрытие, видимое в Индонезии). 8 августа растущий серп при фазе 0,3 пройдет севернее Спики, а 9 августа покинет созвездие Девы и перейдет в созвездие Весов, где пробудет до 11 августа, приняв здесь фазу первой четверти 10 августа. 12 августа лунный овал посетит созвездие Скорпиона, пройдя севернее Марса, и в этот же день перейдет в созвездие Змееносца, где сблизится с Сатурном при фазе 0,75. 13 августа Луна перейдет в созвездие Стрельца, где пробудет до 16 августа, увеличив фазу до 0,95. 18 августа в созвездии Козерога Луна примет фазу полнолуния, в которое произойдет полутеневое лунное затмение с минимальной фазой, видимое на Дальнем Востоке страны. В этот же день яркий лунный диск перейдет в созвездие Козерога, где 19 августа покроет Нептун при видимости в восточных районах страны и на североамериканском континенте. На следующий день Луна пересечет границу с созвездием Рыб и устремится к Урану, с которым сблизится 22 августа будучи в перигее при фазе около 0,8. Зайдя 23 августа в созвездие Кита, Луна в этот же день перейдет в созвездие Овна, но задержится в нем ненадолго. Уже 24 августа, лунный овал перейдет в созвездие Тельца, где примет фазу последней четверти 25 августа. В этот день лунный полудиск покроет очередной раз звезду Альдебраран при видимости в Америке и Океании. Продолжая путь по утреннему небу, лунный серп снизит фазу до 0,3 27 августа, когда достигнет созвездия Ориона, перейдя в этот же день в созвездие Близнецов. Уменьшив фазу до 0,1, Луна достигнет созвездия Рака 29 августа и пробудет в нем почти до конца дня 30 августа, перейдя затем в созвездие Льва. Здесь тончайший лунный серп второй раз за месяц сблизится с Регулом и завершит свой путь по летнему небу практически в фазе новолуния.

Большие планеты Солнечной системы. Меркурий перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Льва до 20 августа, а затем переходит в созвездие Девы. 4 августа планета покроется Луной при видимости в Южной Америке. В средних (и тем более в северных) широтах Меркурий не виден весь месяц, хотя 16 августа его элонгация достигнет 27 градусов. Тем не менее, остаются доступными дневные наблюдения Меркурия в телескоп. Видимый диаметр быстрой планеты в течение месяца увеличивается от 6 до 9,6 угловых секунд при уменьшающемся блеске от -0,2m до +1,3m. Фаза изменяется от 0,75 до 0,21, т.е. Меркурий из овала постепенно переходит в полудиск, а затем в серп. В мае Меркурий прошел по диску Солнца, а следующее прохождение состоится 11 ноября 2019 года.

Венера движется в одном направлении с Солнцем по созвездию Льва, а 24 августа переходит в созвездие Девы, где проведет остаток описываемого периода. Вечерняя Звезда постепенно увеличивает угловое удаление к востоку от Солнца, и к концу месяца элонгация Венеры достигнет 23,5 градусов. Планета видна на вечернем небе, но наблюдать ее в средних широтах затруднительно из-за низкого положения над горизонтом. Видимый диаметр Венеры составляет около 11, а фаза близка к 0,9 при блеске около -3,9m.

Марс перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Весов до 2 августа, переходя затем в созвездие Скорпиона до 21 августа, когда перейдет в созвездие Змееносца, где пробудет до 25 августа, вновь вступив во владения созвездия Скорпиона. Планета наблюдается вечером и ночью над южным горизонтом. Блеск планеты снижается от -0,7m до -0,2m а видимый диаметр уменьшается от 13,0 до 10,5. Марс постепенно удаляется от Земли, а следующая возможность увидеть планету вблизи противостояния появится только через два года. Детали на поверхности планеты визуально можно наблюдать в инструмент с диаметром объектива от 60 мм, и, кроме этого, фотографическим способом с последующей обработкой на компьютере.

Юпитер перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Льва до 8 августа, а затем переходит в созвездие Девы. Газовый гигант наблюдается на фоне вечерней зари до середины месяца, а затем скрывается в лучах заходящего Солнца. Угловой диаметр самой большой планеты Солнечной системы уменьшается от 32,2 до 30,8 при блеске около -1,8m. Диск планеты различим даже в бинокль, а в небольшой телескоп на поверхности видны полосы и другие детали, но условия для таких наблюдений в августе далеки от благоприятных. Четыре больших спутника видны уже в бинокль, а в телескоп в условиях хорошей видимости можно наблюдать тени от спутников на диске планеты. Сведения о конфигурациях спутников - в данном КН.

Сатурн перемещается попятно по созвездию Змееносца, 13 августа меняя движение на прямое. Наблюдать окольцованную планету можно почти всю ночь над южным горизонтом. Блеск планеты составляет около 0m при видимом диаметре, имеющим значение около 18. В небольшой телескоп можно наблюдать кольцо и спутник Титан, а также некоторые другие наиболее яркие спутники. Видимые размеры кольца планеты составляют в среднем 40х16 при наклоне к наблюдателю 26 градусов.

Уран (5,9m, 3,4.) перемещается попятно по созвездию Рыб (близ звезды дзета Psc с блеском 5,2m). Планета видна на ночном и утреннем небе, а продолжительность видимости к концу месяца достигнет 8 часов. Уран, вращающийся на боку, легко обнаруживается при помощи бинокля и поисковых карт, а разглядеть диск Урана поможет телескоп от 80 мм в диаметре с увеличением более 80 крат и прозрачное небо. Невооруженным глазом планету можно увидеть в периоды новолуний на темном чистом небе, но такая возможность для средних и северных широт представится только осенью и зимой на глубоком темном небе. Спутники Урана имеют блеск слабее 13m.

Нептун (7,9m, 2,3) движется попятно по созвездию Водолея близ звезды лямбда Aqr (3,7m). Планета видна на ночном и утреннем небе, а к концу описываемого периода продолжительность видимости ее превысит 8 часов. Для поисков планеты понадобится бинокль и звездные карты Астрономическом календаре на 2016 год, а диск различим в телескоп от 100 мм в диаметре с увеличением более 100 крат (при прозрачном небе). Фотографическим путем Нептун можно запечатлеть самым простым фотоаппаратом (даже неподвижным) с выдержкой снимка 10 секунд и более. Спутники Нептуна имеют блеск слабее 13m.

Из комет, видимых в августе с территории нашей страны, расчетный блеск около 12m и ярче будут иметь, по крайней мере, две кометы: P/Tempel (9P) и P/Wild (81P). Комета P/Tempel (9P) медленно перемещается по созвездию Девы и Весов. Блеск кометы сохраняется на уровне 12m. Небесная странница P/Wild (81P) перемещается по созвездиям Льва и Девы, сохраняя блеск около 11m, но опускаясь все южнее. Условия наблюдений этих комет в средних широтах страны далеки от благоприятных. Подробные сведения о других кометах месяца (с картами и прогнозами блеска) имеются на http://aerith.net/comet/weekly/current.html , а результаты наблюдений - на http://cometbase.net/ .

Среди астероидов самыми яркими в августе будут Веста (8,4m) и Церера (8,4m). Веста движется по созвездию Ориона и Близнецов, а Церера - по созвездию Кита. Всего в августе блеск 10m превысят семь астероидов. Карты путей этих и других астероидов (комет) даны в приложении к КН (файл mapkn082016.pdf). Сведения о покрытиях звезд астероидами на http://asteroidoccultation.com/IndexAll.htm .

Из относительно ярких долгопериодических переменных звезд (наблюдаемых с территории России и СНГ) максимума блеска в этом месяце по данным AAVSO достигнут: U CYG (7,2m) 1 августа, RU CYG (8,0m) 3 августа, Z DEL (8,8m) 3 августа, W PEG (8,2m) 6 августа, S UMI (8,4m) 8 августа, T CEN (5,5m) 9 августа, S GEM (9,0m) 13 августа, R DRA (7,6m) 16 августа, R COM (8,5m) 16 августа, SV AND (8,7m) 17 августа, X AQR (8,3m) 17 августа, V MON (7,0m) 18 августа, R VUL (8,1m) 20 августа, V VIR (8,9m) 21 августа, RR AQL (9,0m) 22 августа, S CRB (7,3m) 24 августа, X DEL (9,0m) 29 августа, V CNC (7,9m) 29 августа. Больше сведений на httУважаемые любители астрономии! p://www.aavso.org/ .

Среди основных метеорных потоков 12 августа в 14 часов по всемирному времени максимума действия достигнут Персеиды (ZHR= 150), именуемые августовским звездопадом. 17 августа в максимуме давгустаействия окажутся каппа-Цигниды из созвездия Лебедя с часовым числом 3 метеора. 31 августа в 19 часов по всемирному времени пик максимума будет у потока Ауригиды из созвездия Возничего (ZHR= 6). Луна в период максимума Персеид будет в фазе первой четверти, в максимуме каппа-Цигнид в фазе полнолуния, а в максимуме Ауригид в фазе близкой к новолунию. Соответственно и условия наблюдений метеоров будут ограничиваться влиянием Луны. Подробнее на http://www.imo.net