Календарь наблюдателя на декабрь 2013 года Календарь наблюдателя на декабрь 2013 года
23.11.2013 21:32 | Александр Козловский

Календарь наблюдателя на декябрь 2013 года - очередной выпуск ежемесячного периодического издания для любителей астрономии. В нем приводится информация о планетах, кометах, астероидах, переменных звездах и астрономических явлениях месяца, а также последние основные новости астрономии. Подробно описываются явления в системе четырех больших спутников Юпитера. Имеются карты для поисков комет и астероидов. Чтобы всегда иметь при себе сведения о небесных телах и основных явлениях месяца, скачайте архивный файл КН и распечатайте его на принтере.

Сведения о других астрономических явлениях года в Астрономическом календаре на 2013 год

ОБЗОР МЕСЯЦА

Избранные астрономические события месяца:

1 декабря и весь месяц - видимость кометы C/2012 S1 (ISON) (Невского-Новичонка) невооруженным глазом и в бинокль
1 декабря  - покрытие Луной (Ф= 0,04) Сатурна (видимость в Антарктиде)
1 декабря  - покрытие Луной (Ф= 0,02) Меркурия (видимость в Приморье)
5 декабря - покрытие Луной (Ф= 0,1) звезды ро1 Стрельца  (3,9m)
6 декабря - покрытие Луной (Ф= 0,18) звезды бета Козерога  (3,1m)
9 декабря - окончание утренней видимости Меркурия
12 декабря - покрытие Луной (Ф= 0,74) звезды эпсилон Рыб (4,3m)
14 декабря - максимум действия метеорного потока Геминиды
17 декабря - Уран в стоянии (переход к прямому движению)
19 декабря - покрытие звезды HIP 22021 (7,7m) из созвездия Ориона астероидом (350)
Ornamenta
19 декабря - покрытие звезды HIP 106938 (6,1m) из созвездия Козерога астероидом (916)
America
21 декабря - зимнее солнцестояние, 22 декабря - Венера в стоянии (переход к попятному
движению)
22 декабря - максимум действия метеорного потока Урсиды
22 декабря - покрытие Луной (Ф= 0,81) звезды омега Льва (5,4m)
24 декабря - астероид Геркулина в противостоянии с Солнцем
27 декабря - покрытие Луной (Ф= 0,35) Спики
29 декабря - Меркурий в верхнем соединении с Солнцем (минимальный видимый диаметр
5)
29 декабря - покрытие Луной (Ф= 0,16) Сатурна (видимость на юге Африки)

Солнце до 18 декабря движется по созвездию Змееносца, а затем переходит в созвездие Стрельца. Склонение центрального светила к 21 декабря в 21 часов 08 минут по московскому времени достигает минимума (23,5 градуса к югу от небесного экватора), поэтому продолжительность дня в северном полушарии Земли минимальна. В начале месяца она составляет 7 часов 22 минуты, 21 декабря составляет 6 часов 56 минут, а к концу описываемого периода вновь увеличивается до 7 часов 03 минут. Приведенные выше данные по продолжительности дня справедливы для широты Москвы, где полуденная высота Солнца почти весь месяц придерживается значения 10 градусов. При наблюдениях Солнца в оптические инструменты нужно обязательно (!!) применять солнечный фильтр.

Луна начнет движение по декабрьскому небу на утреннем небе в созвездии Весов при фазе 0,06 близ Сатурна (покрытие планеты). 1 декабря (UT) тонкий серп покроет Меркурий, а на следующий день сблизится с кометой Энке и перейдет в созвездие Скорпиона. 3 декабря в созвездии Змееносца Луна примет фазу новолуния и устремится к созвездию Стрельца, в которое войдет с фазой 0,01. Красуясь на вечернем небе, растущий серп при фазе 0,13 сблизится с Венерой 6 декабря, и этот же день перейдет в созвездие Козерога. Около полудня 8 декабря Луна достигнет созвездия Водолея и пройдет севернее Нептуна при фазе 0,4. Фазу первой четверти ночное светило примет уже в созвездии Рыб, в котором проведет три дня, 11 декабря сблизившись с Ураном при фазе 0,68. В созвездие Овна лунный овал (Ф= 0,8) войдет 13 декабря, а по созвездию Тельца будет перемещаться 15, 16 и 17 декабря, приняв здесь фазу полнолуния. Зайдя на некоторое время в созвездие Ориона, яркий лунный диск вступит в созвездие Близнецов, и пробудет здесь до 20 декабря пройдя южнее Юпитера. Достигнув созвездия Рака, Луна будет двигаться по нему до полуночи 22 декабря, а затем перейдет в созвездие Льва при фазе 0,82. Около полуночи 23 декабря лунный овал при фазе 0,75 (находясь южнее Регула) войдет в созвездие Секстанта и пробудет в нем до полуночи 24 декабря, когда вновь окажется в созвездии Льва. К полуночи следующего дня Луна пересечет границу созвездия Девы, в котором примет фазу последней четверти, сблизившись с Марсом. 27 декабря тающий серп (Ф= 0,35) покроет Спику, находясь южнее Цереры и Весты, а на следующий день перейдет в созвездие Весов, где второй раз за месяц покроет Сатурн. В созвездии Скорпиона тонкий месяц (Ф= 0,1) побывает 30 декабря, в этот же день перейдет в созвездие Змееносца, а закончит свой путь по небу 2013 года при фазе 0,01 в созвездии Стрельца, приближаясь к новолунию.

Из больших планет Солнечной системы в декабре будут наблюдаться все.

Меркурий в начале месяца находится близ Сатурна и кометы Энке в созвездии Весов и в первый день месяца покроется Луной с видимостью явления в Приморье. Наблюдать быструю планету можно на утреннем небе в первую декаду месяца при блеске -0,7m, а затем она скроется в лучах восходящего Солнца до следующего года. В любительский телескоп в этот период можно видеть крохотный диск диаметром 5 без деталей. Имея прямое движение, Меркурий 7 декабря пересечет границу созвездия Скорпиона, а уже 10 декабря вступит в созвездие Змееносца, где пробудет до 22 декабря, перейдя затем в созвездие Стрельца и оставаясь в нем до конца месяца. 29 декабря планета пройдет точку верхнего соединения с Солнцем.

Венера весь месяц находится в созвездии Стрельца и имеет прямое движение до 22 декабря, когда сменит его на попятное. Наблюдать ближайшую к Земле планету можно на вечернем небе в течение двух часов. Благодаря большой яркости Венеру можно достаточно легко найти на дневном небе невооруженным глазом. Лучшие условия для этого будут во второй половине дня. Благодаря элонгации более 40 градусов (в начале месяца) поиск планеты значительно облегчается, а прохождение близ нее Луны 6 декабря создает идеальный ориентир для обнаружения Венеры. Видимый диаметр планеты возрастает с 37 до 59 при фазе 0,3-0,05 и блеске -4,7m в первую половину месяца и менее -4m в конце декабря. В телескоп виден увеличивающийся день ото дня белый серп, а зоркие люди смогут различить его даже невооруженным глазом.

Марс движется в одном направлении с Солнцем по созвездию Девы вдоль линии звезд бета, дельта и гамма Vir. Планета наблюдается ночью и утром в восточной и южной части неба, постепенно увеличивая видимость до 7 часов. Блеск планеты за месяц увеличивается до +0,9m, а видимый диаметр достигает 6,4. В небольшой телескоп виден крохотный диск с крупными деталями поверхности. Фотографические методы позволят выявить гораздо больше деталей, чем при визуальном наблюдении.

Юпитер перемещается попятно по созвездию Близнецов близ звезды дельта Gem (3,5m), с которой сближается до видимого радиуса Луны 11 декабря. Газовый гигант виден почти всю ночь, к полуночи поднимаясь высоко над южным горизонтом. К концу месяца видимость Юпитера достигает 15 часов (!). Идет лучший период его видимости в 2013 году и за весь 12-летний цикл. Видимый диаметр его увеличивается с 45 до 46,7 при блеске, возрастающем от -2,5m до -2,7m. К концу декабря планета почти достигает противостояния, которое наступит уже в 2014 году 5 января. Диск планеты различим даже в бинокль, а в небольшой телескоп на поверхности хорошо видны полосы и другие детали. 4 больших спутника также видны уже в бинокль, а в телескоп можно наблюдать тени от спутников на диске планеты.

Сатурн весь месяц находится в созвездии Весов близ звезды альфа Lib блеском 2,7m. Окольцованная планета движется вслед за Солнцем, а наблюдать ее можно на утреннем небе при увеличивающейся продолжительности видимости от полутора до трех с половиной часов. 29 декабря планета покроется Луной с видимостью на юге Африки. Блеск Сатурна составляет +0,7m при видимом диаметре около 16. В небольшой телескоп можно наблюдать детали поверхности, кольцо и спутник Титан. Видимые размеры кольца планеты составляют 35,5х13,3.

Уран (5,8m, 3,5.) перемещается попятно по созвездию Рыб у границы с созвездием Кита, в которое зайдет на период с 11 по 21 декабря (17 декабря меняя движение на прямое). Планету можно наблюдать в течение 10 - 8 часов на вечернем и ночном небе. Найти Уран можно даже невооруженным глазом, но такие благоприятные условия будут близ новолуния в начале и конце месяца. В любую же ночь месяца планету можно легко найти при помощи бинокля и поисковых карт, а разглядеть диск Урана поможет телескоп от 80мм в диаметре с увеличением более 80 крат и прозрачное небо. Спутники Урана имеют блеск слабее 13m.

Нептун (7,8m, 2,2) движется в одном направлении с Солнцем, находясь в созвездии Водолея между звездами сигма Aqr (4,8m) и 38 Aqr (5,4m). Планета видна в течение 6 - 4 часов (в средних широтах) на вечернем и ночном небе. Отыскать Нептун можно в бинокль с использованием звездных карт, а увидеть диск можно в телескоп от 100мм в диаметре с увеличением более 100 крат и прозрачное небо. Спутники Нептуна имеют блеск слабее 13m. Карты путей далеких планет имеются в КН на январь 2013 года и Астрономическом календаре на 2013 год.

Из комет в декабре относительно яркими будут четыре небесных странницы. P/Encke (2P) при расчетном блеске, снижающемся за месяц от 6m до 12m, перемещается по созвездиям Весов, Скорпиона, Змееносца и Стрельца. ISON (C/2012 S1) проделает путь по созвездиям Скорпиона, Змееносца, Змеи, Геркулеса, Северной Короны и Дракона, уменьшая блеск до 7m. Новая комета Lovejoy (C/2013 R1) за месяц пройдет по созвездиям Гончих Псов, Волопаса, Северной Короны и Геркулеса, имея блеск около 8,5m. Комета P/Brewington (154P) весь месяц находится в созвездии Пегаса при блеске около 9m.

Среди астероидов самыми яркими (от 8 до 9m) в декабре будут Церера, Паллада и Веста. Церера и Веста движутся по созвездию Девы, а Паллада - по созвездию Гидры.

Из относительно ярких (до 9m фот.) долгопериодических переменных звезд (наблюдаемых с территории России и СНГ) максимума блеска в этом месяце по данным AAVSO достигнут: Из относительно ярких (до 9m фот.) долгопериодических переменных звезд (наблюдаемых с территории России и СНГ) максимума блеска в этом месяце по данным AAVSO достигнут: S AQL 8,9m - 1 декабря, W CRB 8,5m - 2 декабря, RU CYG 8,0m - 3 декабря, R HYA 4,5m - 5 декабря, Y PER 8,4m - 10 декабря, V MON 7,0m - 11 декабря, T UMA 7,7m - 13 декабря, R LEO 5,8m - 15 декабря, R VIR 6,9m - 15 декабря, U CYG 7,2m - 16 декабря, RT SCO 8,2m - 17 декабря, X AUR 8,6m - 22 декабря, R TRI 6,2m - 28 декабря, X CET 8,8m - 28 декабря, R VUL 8,1m - 31 декабря.

Среди метеорных потоков, видимых в России и СНГ, наиболее активными будут Геминиды из созвездия Близнецов (максимум 14 декабря в 6 часов UT) с зенитным часовым числом 120 метеоров и Урсиды из созвездия Большой Медведицы (максимум 22 декабря в 14 часов UT) с зенитным часовым числом 10 метеоров.

Оперативные сведения о небесных телах и явлениях имеются, например, на http://astroalert.ka-dar.ru, на форуме Старлаб http:/www.starlab.ru/forumdisplay.php?f=58 и на Астрофоруме http://www.astronomy.ru/forum/