Календарь наблюдателя на апрель 2013 года Календарь наблюдателя на апрель 2013 года
24.03.2013 22:19 | Александр Козловский

Календарь наблюдателя на апрель 2013 года - очередной выпуск ежемесячного периодического издания для любителей астрономии. В нем приводится информация о планетах, кометах, астероидах, переменных звездах и астрономических явлениях месяца, а также последние основные новости астрономии. Подробно описываются явления в системе четырех больших спутников Юпитера. Имеются карты для поисков комет и астероидов. Чтобы всегда иметь при себе сведения о небесных телах и основных явлениях месяца, скачайте архивный файл КН и распечатайте его на принтере.

Сведения о других астрономических явлениях года в Астрономическом календаре на 2013 год

ОБЗОР МЕСЯЦА

Основными астрономическими событиями месяца являются:

1 апреля - начало утренней видимости Нептуна
1 апреля - Меркурий в утренней (западной) элонгации (28 градусов)
4 апреля - Веста проходит в 5 гр. южнее звезды бета Тельца (+1,6m)
7 апреля - Венера проходит в 0,6 гр. южнее Марса
18 апреля - Марс в соединении с Солнцем
20 апреля - Меркурий проходит в 2 гр. южнее Урана
22 апреля - максимум действия метеорного потока Лириды
25 апреля - частное лунное затмение с малой фазой видимое на всей территории России
(кроме Севера и Дальнего Востока)
28 апреля - Сатурн в противостоянии с Солнцем

Солнце движется по созвездию Рыб до 18 апреля, а затем переходит в созвездие Овна. Склонение центрального светила постепенно растет, достигая положительного значения 15 градусов к концу месяца, а продолжительность дня быстро увеличивается от 13 часов 07 минут до 15 часов 23 минут на широте Москвы. Полуденная высота Солнца за месяц на этой широте увеличится с 38 до 49 градусов. Длительные сумерки в средних и северных широтах оставляют немного времени для глубокого темного неба (несколько часов). Чем выше к северу, тем продолжительность ночи короче. На широте Мурманска, например, темное небо можно будет наблюдать лишь в начале апреля, а к концу месяца здесь наступят белые ночи. Наблюдения пятен и других образований на поверхности дневного светила можно проводить в телескоп или бинокль и даже невооруженным глазом (если пятна достаточно крупные), но обязательно с применением солнечного фильтра!

Луна начнет движение по апрельскому небу в созвездии Змееносца при фазе 0,75 в 6 градусах севернее Антареса. Наилучшие условия для ее наблюдений будут во второй декаде апреля близ первой четверти (на вечернем небе). К полуночи 2 апреля лунный овал с фазой 0,65 достигнет границы созвездия Стрельца, в котором пробудет до полудня 4 апреля. За это время ночное светило примет фазу последней четверти (3 апреля) и снизит фазу до 0,37. Следующим созвездием на пути Луны будет Козерог, где тающий серп пробудет с 4 до 6 апреля. Перейдя в созвездие Водолея во второй половине дня 6 апреля, тонкий месяц сблизится с Нептуном 7 апреля при фазе 0,14. Утром 8 апреля около Луны (Ф= 0,04) будет находиться Меркурий (в созвездии Рыб), а 9 апреля самый тонкий лунный серп (Ф= 0,01) пройдет севернее Урана. В созвездии Рыб 10 апреля наступит новолуние, Луна перейдет на вечернее небо и сблизится с Венерой и Марсом. Но это явление нельзя будет пронаблюдать из-за близости светил к Солнцу. Перейдя в созвездие Овна 11 апреля, молодой месяц проведет в нем два дня, увеличив фазу до 0,07 и достигнув границы созвездия Тельца 13 апреля. Здесь лунный серп 14 апреля сблизится с Юпитером при фазе 0,17. К полуночи 16 апреля на пути Луны окажется Орион, куда она перейдет при фазе 0,26 и пробудет в нем половину этого дня. В созвездие Близнецов растущий месяц перейдет вечером 16 апреля, при фазе 0,32, а вечером 18 апреля перейдет в созвездие Рака и примет фазу первой четверти. 20 апреля лунный овал вступит в созвездие Льва, а на следующий день пройдет южнее Регула и посетит созвездие Секстанта с фазой более 0,7. Утром 23 апреля при фазе 0,9 яркая Луна вступит на просторы созвездия Девы, где через два дня сблизится со Спикой, а около полуночи 26 апреля достигнет фазы полнолуния. В данное полнолуние в Деве произойдет частное лунное затмение, и наблюдать его в ночь с 25 на 26 апреля смогут все жители нашей страны, за исключением районов Дальнего Востока и северных областей, где Луна в этот день не восходит над горизонтом. Интересно, что во время затмения в 5 градусах выше Луны будет находиться Сатурн. 26 и 27 апреля Луна будет находиться в Весах, 27 апреля - в Скорпионе, а 28 и 29 апреля - в Змееносце, постепенно уменьшая фазу до 0,8, когда перейдет в созвездие Стрельца (29 апреля). В этом созвездии Луна закончит свой путь по апрельскому небу при фазе 0,68.

Из больших планет Солнечной системы в апреле хорошие условия наблюдений будут лишь у Юпитера и Сатурна.

Меркурий в самом начале месяца удаляется к западу от Солнца (утреннее небо) на угловое расстояние 28 градусов. Но, не смотря на это, лишь в южных районах страны можно будет наблюдать его в лучах восходящего Солнца. До 12 апреля быстрая планета находится в созвездии Водолея, а затем переходит в созвездии Рыб, где и проведет остаток месяца, перемещаясь в одном направлении с Солнцем. Блеск планеты после утренней элонгации увеличивается от +0,3m до -1,1m, а фаза - от 0,5 до 0,9. Видимый диметр уменьшается от 7 до 5 угловых секунд.

Венера имеет прямое движение, перемещаясь по созвездию Рыб до 15 апреля, а затем переходя в созвездие Овна и оставаясь в нем до конца месяца. Планета находится на вечернем небе, но наблюдать ее представится возможным лишь в конце месяца (элонгация 8 гр.), и лишь в южных районах страны (в лучах заходящего Солнца). Видимый диаметр планеты составляет около 10 угловых секунд при фазе около 1 и блеске -3,7m.

Марс. Загадочная планета движется в одном направлении с Солнцем по созвездию Рыб, 18 апреля переходя в созвездие Овна (вступая в соединение с Солнцем). Видимость Марса закончилась, а на утреннем небе он появится лишь в июле. Блеск планеты весь месяц имеет значение +1,2 m, а видимый диаметр сохраняется на уровне 4 угловых секунд.

Юпитер находится в созвездии Тельца (близ Гиад), обладая прямым движением. Продолжительность видимости Юпитера сокращается от 5 до 2 часов (в средних широтах), а видимый диаметр уменьшается от 36 до 33 угловых секунд при снижающемся блеске около -1,9m. Не смотря на это, Юпитер остается одним из лучших объектов для наблюдений среди планет. Наблюдать его можно в вечернее время в западной части неба. 4 больших спутника Юпитера видны даже в бинокль, а их конфигурации на месяц имеются в данном КН.

Сатурн перемещается попятным движением по созвездию Весов правее звезды альфа Lib. Он наблюдается всю ночь (вечером на востоке, ночью - на юге, утром - на западе) в конце апреля вступая в противостояние с Солнцем. Поскольку планета за свой 30-летний период видимости постепенно приближается к своей низшей точке склонения, условия ее видимости с каждым противостоянием становятся хуже для северного полушария Земли. Тем не менее, на широте Москвы Сатурн кульминирует на высоте 22 градуса, что вполне достаточно для качественных наблюдений. Блеск Сатурна составляет +0,3m при видимом диаметре около 19 секунд дуги. В небольшой телескоп можно наблюдать детали поверхности, кольцо и спутник Титан.

Уран (6,0m, 3,5 угл.сек.) движется в одном направлении с Солнцем по созвездию Кита (левее звезды 44 Psc приблизительно такой же звездной величины, как и Уран). Утренняя видимость планеты в средних широтах на фоне сумерек начнется в мае.

Нептун (8,0m, 2,3 угл.сек.) имеет прямое движение и находится в созвездии Водолея близ звезды тета Aqr (4,1m). Утренняя видимость планеты начнется в начале апреля (в средних широтах), когда планету можно будет отыскать в бинокль на фоне светлеющего неба. Увидеть диск Нептуна поможет телескоп с диаметром объектива от 80мм и увеличением более 100 крат и прозрачное небо. Спутники Нептуна имеют блеск слабее 13m. Карты путей далеких планет имеются в КН на январь 2013 года и Астрономическом календаре на 2013 год.

Из комет самой яркой будет PANSTARRS (C/2011 L4) с блеском 4 - 7m, путь которой пролегает по созвездиям Андромеды и Кассиопеи. Комета будет доступна для наблюдений невооруженным глазом в первой половине месяца. Еще одна комета McNaught (C/2011 R1) имеет блеск слабее 12m, но условия видимости ее лучше, чем у некоторых других более ярких комет, которые видны лишь в южных широтах. В апреле она движется на северо-запад по созвездиям Весов, Змеи, Девы и Волопаса.

Среди астероидов самыми яркими являются Церера и Веста с блеском около 8,5m. Церера перемещается по созвездию Возничего близ звезды Элнат (бета Tau), а Веста - по созвездию Тельца и Близнецов (близ звезды эта Близнецов) наблюдаясь в вечернее время.

Из относительно ярких долгопериодических переменных звезд (наблюдаемых с территории России и СНГ) максимума блеска (до 9m фот.) в этом месяце по данным AAVSO достигнут: R BOO 7,2m - 1 апреля, T UMA 7,7m - 1 апреля, R VUL 8,1m - 2 апреля, R TRI 6,2m - 5 апреля, Y PER 8,4m - 6 апреля, T HYA 7,8m - 7 апреля, W CRB 8,5m - 7 апреля, RU HYA 8,4m - 8 апреля, S UMA 7,8m - 9 апреля, R CAM 8,3m - 12 апреля, SS OPH 8,7m - 13 апреля, Z DEL 8,8m - 13 апреля, RU CYG 8,0m - 13 апреля, RZ SCO 8,8m - 16 апреля, RT AQL 8,4m - 16 апреля, T ARI 8,3m - 20 апреля, R CET 8,1m - 21 апреля, R CVN 7,7m - 24 апреля, S LIB 8,4m - 25 апреля, T AND 8,5m - 28 апреля, X HYA 8,4m - 30 апреля.

Среди метеорных потоков наиболее активными будут: Лириды (ZHR= 18) с максимумом действия 22 апреля, пи-Пуппиды (ZHR= var) и эта-Аквариды (ZHR= 65), максимум которого состоится в мае.

Другие сведения о небесных телах и явлениях имеются на http://astroalert.ka-dar.ru , а также на форуме Старлаб http://www.starlab.ru/forumdisplay.php?f=58. и книге "Астрономические явления до 2050 года"