Астрономический календарь на 2013 год Астрономический календарь на 2013 год
1.01.2013 4:46 | Александр Козловский

Уважаемые любители астрономии!

Вышел в свет очередной выпуск ежегодника Астрономический календарь, выпускаемого в серии Астробиблиотека от АстроКА и журнала "Небосвод"

Этот ежегодник составлен с использованием программы АК4.16 - 4.48 Кузнецова Александра (Нижний Тагил), и описывает основные астрономические явления, которые должны произойти в 2013 году. Календарь содержит эфемериды Солнца, Луны, больших планет, комет и астероидов, доступных для наблюдений любительскими средствами. Кроме этого, даны описания солнечных и лунных затмений, приведены сведения о покрытиях звезд и планет Луной, метеорных потоках, покрытиях звезд астероидами и т.п. Для наблюдателей, членов астрономических кружков, любителей астрономии, школьников, студентов, преподавателей школ.

СОДЕРЖАНИЕ АСТРОНОМИЧЕСКОГО КАЛЕНДАРЯ НА 2013 ГОД

Сумерки и долгота дня ______________________________113
Соединения планет и звезд __________________________114
Соединения планет __________________________________115
Либрации Луны ______________________________________116

Астрономический календарь на 2013 год в формате Word.

Астрономический календарь на 2013 год в формате pdf.

Сведения о небесных телах и явлениях на предстоящие годы имеются в книге "Астрономические явления до 2050 года"

Краткий обзор явлений 2013 года.

Этот год будет астрономически интересным в связи с открытием новой яркой кометы. В 2013 году комета C/2012 S1 (ISON), открытая Виталием Невским и Артемом Новичонком, пройдет перигелий (29 ноября 2013 года) и по расчетам достигнет максимального блеска -10m! Это будет первая столь яркая комета, открытая нашими соотечественниками за всю историю астрономических наблюдений! Эфемериды кометы и карта ее пути имеются в приложении к АК_2013 в архивном файле, а также будут публиковаться ежемесячно в Календаре наблюдателя!

Затмения 2013 года не столь благоприятны для наблюдений с территории России и СНГ. Хотя лунные затмения будут доступны для наблюдений с территории России, но это будут лишь полутеневые затмения или затмение с очень малой фазой 0,02. Из солнечных лишь у затмения 3 ноября самые небольшие фазы можно будет наблюдать на Черноморском побережье Кавказа.

Первое затмение 2013 года будет частным лунным. Оно произойдет 25 апреля, а область видимости охватит всю территорию России, кроме самых северных и восточных районов страны. К сожалению, его малая максимальная фаза делает это затмение малопривлекательным для наблюдений. Тем не менее, в 20 часов 07 минут по всемирному времени любители астрономии смогут зафиксировать с помощью фотоаппаратуры погружение Луны в тень Земли при фазе 0,0205. С Луны в это время наблюдается полное и частное солнечное затмение.

Второе затмение года будет солнечным кольцеобразным. 10 мая полоса кольцеобразной фазы пройдет по территории Австралии и акватории Тихого океана. Частные фазы будут видны в Юго-Восточной Азии, Индонезии, Австралии, Новой Зеландии и акватории Тихого океана. Максимальная фаза затмения составит 0,9544, а наблюдать ее можно будет в центральной части Тихого океана близ экватора.

Третье затмение (25 мая) будет лунным полутеневым с малой фазой. Оно вообще не будет наблюдаться с территории России и стран СНГ. Максимальная полутеневая фаза составит 0,0402, а само затмение можно наблюдать в Америке и Африке, а также в некоторых странах Западной Европы. С Луны в это время наблюдается частное солнечное затмение.

Четвертое затмение года (18 октября), вновь, будет полутеневым лунным с максимальной фазой 0,7908. На этот раз оно будет наблюдаться на территории России и стран СНГ, кроме восточных районов страны. Полутеневые лунные затмения вызывают слабый интерес, т.к. не представляют из себя яркого небесного шоу. Луна при таком затмении, зачастую ослабляет яркость настолько мало, что иногда его можно увидеть или зафиксировать лишь с помощью чувствительной аппаратуры.

Завершающее затмение года состоится 3 ноября, и будет кольцеобразно-полным. Это значит, что центральная полоса затмения вначале будет кольцеобразной, к середине перейдет в полное затмение, а в конце полосы вновь станет кольцеобразной. Максимальная фаза затмения будет наблюдаться в акватории Атлантического океана у западных берегов Африки, и составит 1,0159. Полное затмение можно будет наблюдать в странах Центральной Африки. В России максимальная фаза затмения составит около 0,1 на восточном побережье Черного моря.

Видимость планет в 2013 году не столь благоприятна, как в 2012. У Меркурия за весь год будет 4 утренних и 3 вечерних видимости. Для Венеры в 2013 наиболее благоприятным временем для наблюдений будут ноябрь и декабрь (1 ноября вечерняя элонгация). Марс весь год находится вдали от Земли с видимым диаметром около 4 угловых секунд и пройдет соединение с Солнцем 18 апреля. Наилучшая видимость Юпитера относится ко второй половине года с противостоянием 5 января 2014 года. Сатурн, наоборот, лучше всего виден в первом полугодии с противостоянием 28 апреля. Уран и Нептун являются осенними планетами, т.к. вступают в противостояние с Солнцем соответственно 3 октября и 27 августа. На рисунке ниже - графический календарь видимости планет для 56 северной широты.

Астероид Веста станет самым ярким в этом году. Его блеск в январе достигнет возможной видимости невооруженным глазом (около 6m). Второй по блеску будет Церера, звездная величина которой достигнет в январе 6,5 m Из других астероидов наиболее яркими станут Паллада, Метида, Ирида и Бамберга.

Наблюдатели комет смогут отыскать, по крайней мере, шесть небесных странниц: C/2011 F1 LINEAR, C/2011 L4 PANSTARRS, 46P Виртанена, 102P Шумейкеров 1, 2P Энке и 154P Брюингтона, ожидаемый блеск которых составит ярче 11m.

Из метеорных потоков лучшими для наблюдений будут эта-Аквариды, Персеиды и Дракониды.

Сведения по переменным звездам находятся на сайте AAVSO.

АК_2013 послужит Вам надежным спутником при астрономических наблюдениях в наступающем году....

Календарь избранных явлений на каждый день на 50 лет вперед и до 2100 года для Москвы (время московское = UT+4 часа). Источник - AcruSky Planetarium

На сайте Александра Кузнецова можно скачать программу Астрономический календарь

Оперативные сведения о явлениях на http://astronet.ru/ , http://edu.zelenogorsk.ru/astron/calendar/2013/mycal13.htm , http://astroalert.ka-dar.ru , http://meteoweb.ru , http://realsky.ru , http://shvedun.ru .

Ясного неба и успешных наблюдений в 2013 году!

Искренне Ваш Козловский Александр